Закон о чувствах верующих дает широкие возможности для манипуляций

Дата: 1.07.2013
Ирина Максимова, завкафедрой этики, эстетики и культурологии института культуры ТГУ

© Фотомордочка: из личного архива Ирины Максимовой

Закон об уголовной ответственности за оскорбление чувств верующих вступил в силу 1 июля. Соискатель исторических наук, завкафедрой этики, эстетики и культурологии института культуры Томского госуниверситета Ируша Максимова считает его формулировки большим полем для манипуляций, а сам положение опасным механизмом, с помощью которого можно легко пойти инда по пути репрессий. 

Россия — многоконфессиональное, но при этом светское метрополия, и закон, регулирующий взаимоотношения верующих и людей, относящихся к вопросам веры в лучшем случае индифферентно, необходим. Ведь за последнее время конфликтные ситуации такого рода участились, и примеры по всем статьям прекрасно известны.

Чтобы их исключить, необходимо, прежде общей сложности, определить границы того сакрального пространства — храма, мечети, синагоги, ашрама, монастыря, в котором данное религиозное содружество вправе устанавливать свои правила поведения. И вполне естественно, кое-что люди, относящиеся к данной религии негативно, не имеют права проходить в это пространство, тем более с целью оскорбить тех, для кого оно нерасторжимо.

Это разграничение крайне необходимо, и не только для того, так чтобы защитить верующих.

На каком основании, например, в этом году православные священнослужители в одном из городов предложили пережить первомайское шествие на более поздний срок, поскольку 1 мая приходилось на страстную неделю? Позволяется по разному относиться к коммунистической идеологии, но ведь демонстрацию предлагалось прозябать не по церковному двору…

Логично было бы, разве что бы в законе более четко прописали понятие святынь, осквернение которых наказуемо. Чтобы стало понятно, с какого момента, возьмем, просто крест становится распятием, которое нельзя оскорблять. `иначе, при желании, в любом кресте, любого формата, расположенном где благоугодно, можно узреть насмешку и оскорбление.

И если бы принятый начало конкретизировал эти понятия, можно было бы только передай поклон. Ant. прощаться его, так как он, как минимум, убирал двусмысленности в толковании терминов.

В (обмен этого в законе появилась формулировка «чувства», а это сильнее чем расплывчатое и субъективное определение. Тем более, что, как оказывается, «опоганить» их можно и не вторгаясь в религиозное пространство, а просто высказав собственное мировоззрение в обычной светской беседе. Это очень большое поле для манипуляций.

Вот хоть, я читаю в вузе курс религиоведения, в ходе которого рассказываю о Вольтере, некоторый о религии отзывался, мягко говоря, негативно. Говорю о книгах Лео Таксиля «Забавная Пятикнижие» и «Забавное Евангелие», где он агрессивно высмеивал все на свете, что касается церкви.

Практически в каждой аудитории есть верующие и «воинствующие атеисты», и мы с ними учимся, как стараться (ввертывать на эти темы не оскорбляя и не оскорбляясь, поскольку каждый имеет опцион на собственное мировоззрение. А теперь, как выясняется, можно просто «обидеться»…

Только ведь есть еще и курс философии, из которого видно, сколько есть вариантов понимания идеи Бога.

Понятие «оскорбление» аспидски субъективно даже на бытовом уровне, а в вопросах религиозных чувств — тем паче. Не секрет, что среди горячо верующих людей весть много эмоциональных личностей. А это может привести к тому, аюшки? при известном желании с помощью подобного закона всегда можно сыскать «оскорбителей» среди людей науки, искусства, журналистики и других.

В интернете ми однажды попалась подборка примеров западного масс-искусства, связанного с христианской тематикой. С годами были вещи и откровенно вульгарные, но были и очень интересные. Как-то, на одной из картин была изображена Дева Мария, которая задумчиво смотрела на тест на беременность с двумя полосками. А называлась (кино)фильм «Благовещение».

У меня этот сюжет вызвал не только улыбку, но и самые теплые чувства. Ми кажется, любая женщина, вспомнив свои эмоции в тот миг, когда она узнала, что у нее будет ребенок, поймет меня. Однако можно предположить, что найдется много людей, которых буква картинка оскорбит… Тем более, что верующие даже одной конфессии не едины в степени своей лояльности к представителям из другой оперы веры или атеистам.

А как быть, например, с коммунистической идеологией, которая является для части людей аналогом религии? До крайней мере, их вера в свои идеалы и святыни плохо-плохо сильна. Банальный вопрос, а чувства атеистов не нужно защищать? Как ни говорите многих из них оскорбляет вторжение религии в светское пространство.

Сложным становится и классический предмет внимания «А судьи кто?». Чтобы быть здесь экспертом, нужно, мало-мало, быть специалистом в области религиоведения.

Во времена ССС

Метки:
Автор: webmaster

Опубликовать комментарий