Юрты Калмыкии и Тувы появились перед Капитолием в ходе фестиваля

Дата: 8.07.2013
Традиционная юрта на Национальной аллее в Вашингтоне

Город на берегах Потомака, 8 июл — РИА Новости, Алексей Богдановский. Калмыцкая жилище и тувинская юрта появились на газоне Национальной аллеи в Вашингтоне ранее зданием американского Капитолия в рамках десятидневного фольклорного фестиваля Смитсоновского института. Организаторы в этом году в числе прочих рассказывали о традиционно исповедующих вера народах России — калмыках и тувинцах, об их языке, жизненном укладе, традиционном искусстве и музыке.

Толпа, завершившийся в воскресенье, организован ведущим культурным фондом США — Смитсоновским институтом в Вашингтоне. Встреча включал в этом году три основные секции: национальные устои Венгрии, культура и идентичность афроамериканцев и программа «Один мир, разливанное море голосов», посвященная редким и исчезающим языкам. В рамках последней секции и была представлена цивилизованность калмыков и тувинцев, а также латиноамериканская культура калавайя, гавайский стиль, салишские языки индейцев штата Орегон и другие.

Тувинскому языку, какой по классификации лингвистов относится к тюркской ветви саянской группы алтайских языков и насчитывает прежде250 тысяч носителей, исчезновение не грозит. Однако, как считают филологи, существует серьезная на волоске от (беды вымирания для ряда диалектов этого языка. Калмыцкому языку (монгольская росток алтайских языков) по классификации ЮНЕСКО грозит «некоторая опасность исчезновения», но организаторы фестиваля отмечают росточек его использования в последнее время.

«Несмотря на существенные трудности, калмыкский язык, культура и религия, глубоко связанные с самоидентификацией калмыков, сохранились, и сейчас в Калмыкии имеет пространство впечатляющий процесс культурного обновления и возрождения языка», — говорит соорганизатор фестиваля Дэвид Харрисон, некоторый особо отмечает широкое участие молодого поколения в использовании национального языка. Вот то-то и есть молодые люди обеспечивают преемственность языка и сохраняют его живую традицию, того гляди национальный язык остается уделом только пожилых, он чуть свет или поздно вымирает.

По словам американского лингвиста Грегори Андерсона, руководителя института «Живые языки» (Living Tongues) в Орегоне и исследователя исчезающих языков России, Индии и Нигерии, карнавал дает комплексное представление о культуре народов, которым он посвящен.

«Людям нравится различать вещи, о которых они совсем ничего не знали прежде. С никто ничего не знает здесь о Калмыкии, а ведь это монгольский племя в Европе! А музыку как знак культуры людям легче понимать, нежели языки», — рассказал Андерсон РИА Новости на отличном русском языке, на ногах рядом с традиционной калмыцкой юртой неподалеку от Капитолия.

«Мы в этом месте играем каждый день по нескольку раз свою музыку», — добавил к его словам концертмейстер на традиционном смычковом инструменте моринхур Баатор Бухаев. Музыкант отметил, чисто организаторы тщательно отбирали участников фестиваля, для чего приезжали в Калмыкию.

В выступлениях российских музыкантов участвовали певцы Митяша Шараев (Калмыкия), Аяна Монгуш (Тува) и другие. Тувинской и калмыцкой народной музыке была посвящена специальная большая концертная пакет 5 июля, которая также проводилась на Национальной аллее Вашингтона.

Калмыцкую и тувинскую культуру представляли равным образом исследователи кочевнических традиций, резчики, камнетесы, специалисты по созданию традиционной мебели и юрт, мастера горлового пения и народного танца. Они знакомили с традициями двух российских регионов тысячи американцев и туристов, посетивших экспозицию под открытым небом за десять дней фестиваля.

«Ощущения в этом месте приятные, люди добрые, приветливые. Здесь необычно!» — сказал РИА Новости Сашута Насакаев, специалист по прикладному искусству Калмыкии.

Облаченный в традиционную калмыцкую одежду, Насакаев демонстрирует посетителям старинные калмыцкие струнные инструменты, сосуды для воды или калмыцкой водки из коровьего сперма, реконструкцию старинного мужского ремня, кнут, посох, чтобы искать овцу за заднюю ногу, традиционную курительную трубку и головоломку, (про)звание которой переводится как «мудрое размышление». «Могу наступать старую калмыцкую песню, если попросят, и показать, как эти предметы делаются, по лекалам», — добавил Насакаев.

Пяличница традиционных тувинских орнаментов Раиса Тас-оол приехала в Вашингтон после10 тысяч километров из села Кызыл-даг Бай-Тайгинского кожууна (района) Тувы. Тас-Оол вышивает на пяльцах и рассказывает о своем искусстве посетителям.

Симпатия рассказала, что занимается вышивкой профессионально уже более 25 парение, а впервые приобщилась к ней ребенком. «С девяти лет я начатки вышивать, (учила) бабушка, когда была жива. Потом, идеже бабушки не стало, мама немножко учила, а потом я самостоятельно окончила художественное бурса», — говорит она.

По словам Тас-оол, для тувинской народной вышивки идет только шов «цепочкой», или тамбурный, образцы которого известны с глубокой древности. «Я знаю (нет техник и, чтобы сохранить наше наследие, давно собираю орнаменты, с тем чтобы передать в таком же виде ученицам и тем, кто сим увлекается. Другими техниками я не пользуюсь, они не могут выразить эту культуру», — говорит Тас-оол, в коллекции которой снедать традиционная тувинская вышивка с 1930-х годов.

В Туве симпатия занимается, в том числе и вышивкой для национальных праздников и свадебных обрядов. «Я могу и на деревянных пяльцах, и на машинке гнуть горб. Правда, машинки нет, хотелось бы купить, но средств ни слуху», — заключила участница фестиваля в Вашингтоне.

Метки:
Автор: webmaster

Опубликовать комментарий