Владимир Загвоздкин: «Нельзя требовать от дошкольников умения читать»

Дата: 9.07.2013
Юный читатель

Педагогическая общественные организации продолжает обсуждать проект Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) дошкольного образования, олицетворенный Минобрнауки. Надо ли учить детей читать и считать предварительно школой? Кто и как должен их готовить к следующей ступени образования? В эти и другие вопросы корреспонденту РИА Новости Анне Курской ответил п рабочей группы по разработке стандарта, ведущий научный сотрудник Московского института открытого образования (МИОО) Влад Загвоздкин.

— Владимир Константинович, проект стандарта не предполагает специальной подготовки детей к школе. Основная двухходовка педагогов – поддерживать самооценку ребенка, детские вопросы, игру, связь, инициативу и самостоятельность и т.п. Но этого ли ждут от детских садов родаки и учителя? Чтобы попасть в хорошую школу нужно уметь преподавать и считать. Кто и как должен готовить детей к школе?

— Одно из самых распространенных недоразумений, касающихся стандарта, состоит в том какими судьбами, детские сады якобы не должны будут делать ничего, с намерением подготовить детей к успешному обучению в школе. К сожалению, среди родителей (и не только в нашей стране) про распространено мнение, что самым эффективным способом подготовки детей к школе является прямое тривиум тому, чему затем будут детей учить в самой школе — заблаговременно всего, чтению, письму и счету. А вот поощрение детской зрелище, исследовательской активности детей, детских вопросов, — это основные сокровище, лежащие в основе стандарта — никакого отношения к подготовке детей к школе не имеют.

В сегодня(шний день) время в мире существует консенсус о том, что прямое выезживание чтению, письму, математике и т.п. детей младшего и дошкольного возраста не приводит ни к чему хорошему. А видишь если дома или в детском саду, например, есть закута грамоты, где находятся книги, бумага и карандаши, детям читают сказки и истории, рассматривают книжки с картинками, поощряют их собственное рисование и словесное творчество, когда ребенок придумывает истории, а взрослый за ним записывает и т.п., в таком случае дети без всякого принуждения, сидения за партами овладевают начатками грамоты, чтения и письма как бы самочки собой, без прямого обучения, и, что самое важное, каждый в своем темпе.

Такое наставление приносит детям радость и не связано со стрессами и принуждением. Оказывать (производить) давление на кого читать ребенка, мозговые центры которого, отвечающие за процесс чтения, пока что не созрели, не только бессмысленно, но и может нанести существенный потеря развитию многих детей. То же самое относится и к другим областям развития, пример, развитию математических способностей.

— Значит, основам грамотности и математике конец-таки предполагается детей учить, но не как в школе… А будто еще необходимо ребенку для дальнейшего успешного обучения?

— Все отец с матерью должны знать о том, что для успешной адаптации к школьной жизни бесконечно. Ant. мало важнее, чем умение читать и считать, ребенку нужны психологическая постоянность. Ant. нестабильность, высокая самооценка, вера в свои силы и социальные способности. По сию пору эти психологические характеристики лежат в основе высокой мотивации детей к обучению в школе. Как поэтому они обозначены в стандарте как целевые ориентиры для всех участников образовательных отношений.

Преимущественно частые проблемы у детей при адаптации к школе возникают из-вслед того, что им трудно выдержать эмоциональный стресс, скоординированный со школьной жизнью в целом. Ребенок при переходе в школу считает себя большим и вдруг по сути самым маленьким. Многие дети испытывают неуверенность в себе, чутко переживают разлуку с близкими. В этой ситуации очень важны измерение теплых отношений ребенка с учителем и поддержка родителей. К сожалению сие не всегда удается. Часто именно не сложившиеся отношения с учителей являются причиной проблем ребенка с обучением в школе.

— Корифей рабочей группы, работающей над стандартом, директор Федерального института развития образования (ФИРО) Санюха Асмолов говорит, что в отличие от других уровней образования, постижение стандарта дошкольного образования не будет сопровождаться проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации детей. Возьми чем основано такое решение?

— Такой порядок соответствует международной практике и обоснован научно. Приведу по чьим-либо стопам.

Исследования показывают, что около 5% детей учатся чтению самочки собой в возрасте между 3 и 4 годами, в то время как другие овладевают чтением на возрасте 10-11 лет! Такой возрастной разброс существует и в других областях развития и учения.

Учитывая сие бессмысленно и даже вредно выдвигать перед детьми раннего и дошкольного возраста четкие запросы к результатам, которые они, якобы, должны показать на выходе из детского сада. Таких требований в нет национальных образовательных программах и стандартах других стран просто по причине разнообразия индивидуальных траекторий, способностей и возможностей детей. Ребята раннего и дошкольного возраста учатся иначе, чем дети других возрастов.

Ладком данным исследований, проводившихся в разных странах, разброс между детьми при переходе из дошкольной ступени к школе может сочинять до 3 лет! Среди популяции детей есть одаренные, мелюзга с обычными способностями, дети, темп развития которых на начальных этапах копоткий, и, наконец, дети с задержкой развития, которым необходима специальная субсидия и поддержка. Кроме этого дети живут в очень разных семейных условиях, в том числе и социально неблагополучной среде. И по сию пору они имеют право на полноценное качественное образование.

— Многие цветы жизни лишь с трудом адаптируются к школьной жизни, этот вопрос больно волнует родителей. Поможет ли новый стандарт преодолеть проблемы перехода из детского сада в школу?

— Проблема с адаптацией детей при переходе из дошколки в школу существует во всех странах. Яко в программах поддержки разного рода в Европе участвуют до 25% учащихся младшей школы. В Англии размазывание в достижениях «хорошего уровня» при переходе со стадии 1 на стадию 2 (почто соответствует нашему первому классу) составляет от 60% детей белых англичан поперед20% среди представителей некоторых других этнических групп (в таком случае есть 80% не соответствуют данному уровню!), что свидетельствует о большом влиянии условий жизни в семье.

В США проблемы перехода испытывают усредненно по стране 40% детей; в Германии 30%; в Польше – 50%. О каких нормативах и требованиях к результатам может переть речь в такой ситуации? Такая практика давно себя изжила и не соответствует современному взгляду на задачи дошкольного образования.

В наших нормативных документах денно и нощно возникает далекая от реальности идея педагогов старой закалки о том, почему если все правильно организовать, то из детских садов будут высунуть нос идеальные дети, поголовно готовые к учебной деятельности. Эта образец проникла даже в проект дошкольного стандарта, представленный Минобрнауки для обсуждения. Немного спустя говорится, что «настоящие целевые ориентиры предполагают формирование у детей дошкольного возраста предпосылок учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования». Может, это абсурдное требование будет устранено, так как оно ставит пизда детскими садами совершенно нереальные задачи, формирует неадекватные общественные ожидания и противоречит международной практике.

Тигран Шмис: «Норма сделает дошкольное образование инновационным»>>>

— А как же решается проблема готовности к школе на чужбине?

 

— Процент детей, не справившихся с обучением в школе, сильно варьируется от страны к стране. Примерно (сказать), в Германии, где каждая Земля имеет свою систему образования и управления, доход колебался в 1980-х годах от 2,4% в Баварии накануне14% в Бремене, в то время как в Финляндии вообще несть «неготовых» детей. Это показывает, что готовность к школе – сие вообще свойство не ребенка, а системы, в которую тот включен.

Благодаря чего в Финляндии нет «неготовых» детей? Потому что там пропал норматива и, соответственно, общественных ожиданий того, что дети должны подойти в школу готовыми к учебной деятельности. С самого начала учителя понимают, чисто часть детей будет испытывать те или иные трудности при освоении школьной программы, настроены на это, и школа и система управления и финансирования учитывает данный вполне естественный факт.

Метки:
Автор: webmaster

Опубликовать комментарий