Праздник Ивана Купалы: история и традиции

Дата: 6.07.2013

1 / 4

Праздник Ивана Купалы на берегу озера Ильмень
Праздник Ивана Купалы на берегу озера Ильмень
Праздник Купало в Калужской области
Праздник Купалы на берегу Днестровского лимана

© Фотоснимок: Юлия Сущенко

Иван Купала (Иванова ночь, Иванов период) — один из главных праздников календаря славян, совпадающий с Рождеством Иоанна Крестителя. По времени перехода на новый стиль праздник приходится на 7 июля, лучше, в ночь на 7 июля. Некоторые европейские страны отмечают Иванов вторник или День святого Ивана (подобие Ивана Купалы) по старому стилю, в дни летнего солнцестояния — от20 по 26 июня.

Купальский праздник издревле был одним из самых ярких и почитаемых у восточных славян. Его идолопоклоннический характер сохранялся на протяжении веков. Значимость праздника обуславливалась тем, ась? отмечался он на рубеже двух периодов солнечного годового цикла, что лежал в основе древнего земледельческого календаря. Это было промежуток времени наивысшей солнечной активности с последующим изменением движения солнца по небосводу, которое, как полагал род, поворачивало или «сдвигалось» на зиму. В результате такого «сдвига» имя в последующие месяцы календарного года постепенно «угасало»: погода становился короче, а ночь длиннее.

В христианском мировоззрении образ «уходящего» солнца стал восприниматься как символ Иоанна Предтечи, день рождения которого совпадала с днем летнего солнцеворота. В восточной и западной традициях безгрешный наделялся такими эпитетами как свет, светоч, предшествующий Солнцу, соотносимому с образом Иисуса Христа.

В рамках народного календаря Иваха Купала образовывал единый праздничный цикл вместе с днями Аграфены Купальницы (6 июля) и святых апостолов Петра и Павла (Петров сутки, 12 июля).

Купальские праздники совершались во времена язычества в честь Бога Солнца, супругой которого была светоносная Заряда, Зорюшка-зарница, красная девица.

На это время приходился отрезок наивысшего расцвета природы: солнце находилось в зените, растительность достигала копье цветения, начиналось созревание плодов; день считался самым длинным в году, а ночь — самой короткой. В сознании крестьян магическая лесной огня, воды, земли, растительности была в этот период до такой степени велика, что им приписывали охранительные, очистительные, продуцирующие, целебные свойства. Добавление к этой силе обеспечивало удачу на год.

В то же срок календарный период, на который приходились купальские праздники, считался больше всего «опасным» (наравне со Святками): по поверьям, в это время активизировались потусторонние силы. Особенно страшной в глазах крестьян была купальская нокаут; она же являлась апогеем праздника, так как именно в это сезон совершались основные обрядовые действия.

Купальский праздник связан с природными стихиями — огнем, выступающим неприметно в двух ипостасях: земной и небесной (солнце), и водой.

Тема огня в купальской устои выражена в ритуалах возжигания купальских костров и в широко распространенном предание, согласно которому солнце в этот день «играет», «купается». Родители с помощью трения сухих палочек добывали «живой огонь», разводили костры, в середину которых ставили шестак с укрепленным на нем горящим колесом — символом солнца.

Празднование Ивана Купалы получай берегу озера Ильмень в Новгородской области

Омовение водой представляло внешне массовые купания людей в водных источниках, умывание или обмывание водою или росой, мытье в банях, обливание водой.

Обряды с водой могли воплощаться в жизнь ночью, на рассвете, в перерыве между церковными службами — утренней и обедней. Повсеместно бытовало демонстрация об оздоровляющем действии купальского омовения. Человек, отказавшийся купаться, подозревался в колдовстве.

Популярны были вдобавок поверья и ритуалы, связанные с растительным миром. Люди опоясывались перевязями из цветов, на голову надевали венки из трав. Водили хороводы, пели песни.

Родины дня Ивана Купалы в Белоруссии

Повсеместно были распространены рассказы о необычных явлениях, происходивших в это пора с растениями, об их чудодейственной силе. Знающие и опытные люди, а особенно деревенские лекари и знахари, в Иванову Никта собирали целебные коренья и травы на весь год. Представление о том, какими судьбами травы в Иванов день имеют особую силу, благотворно влияющую на здоровьице людей, нашло отражение в обычае заготавливать банные веники не больше и не меньше с Ивана Купалы.

Традиционное действо в ночь на Ивана Купалу — разведывательная операция цветущего папоротника. Папоротник считался одним из самых загадочных, колдовских растений. По мнению народным поверьям, цветущий папоротник не только исполняет сокровенные желания, но и помогает выискивать клады.

Считалось, что не только цветок папоротника обладает волшебством, но и расцветающая передвижение-трава. Перелет-трава, по народному поверью, может переносить за тридевять земель. А иначе) будет то в ночь на Ивана Купалу сорвешь одолень-траву, то не страшны тебе будут враги.

Празднество Ивана Купалы повсеместно считался праздником молодежи и молодых сила. Парни, как правило, объединялись на время купальской ночи в группы, которые ходили по деревне, шумели и буянили, заваливали хозяйственным инвентарем и дровами, хранящимися во дворе, воротца и двери, закладывали трубы.

В этот день примечали: сильная осадок на Ивана — к урожаю огурцов, на Иванову ночь звездно — много достаточно грибов.

 Материал подготовлен на основе информации открытых источников

Метки:
Автор: webmaster

Опубликовать комментарий