Человек был способен к искусству с начала истории, считают эксперты

Дата: 1.07.2013

1 / 2

Научный понедельник, фильм Пещера забытых снов
Научный понедельник, фильм Пещера забытых снов

Белокаменная, 2 июл — РИА Новости. Первобытное искусство — искусство или только историческое констатация далеких эпох, что оно говорит нам о сознании первобытного человека и как связано с современным искусством? Сии вопросы обсудили эксперты после показа фильма «Пещера забытых снов», прошедшего в понедельник в РИА Новости.

Видеофильм немецкого режиссера Вернера Херцога посвящен пещере Шове во Франции. В ней найдены одни из самых древних наскальных рисунков, которым 32 тысячи полет, впрочем, исследователи до сих пор спорят о датировке живописи. В пещеру Шове имеют впуск. Ant. выход лишь несколько ученых, и съемки Херцога — для большинства людей один только способ увидеть пещеру изнутри.

© Фото: НеваФильм Emotion

Эпизод из фильма «Пещера забытых снов»

Датировка рисунков

Эрудит секретарь Института археологии РАН, доктор исторических наук, гелертер Екатерина Дэвлет

Ученый секретарь Института археологии РАН Катя Дэвлет отметила, что датировка рисунков пещеры Шове, основанная на данных радиоуглеродного анализа, сомнений не вызывает. Вместе с тем в науке нет ничего раз и навсегда доказанного, и недавно появилась партия публикаций, в которых приводятся гораздо более поздние датировки. Ключевой аргумент этих работ в том, что рисунки пещеры Шове риторически очень похожи на живопись, датированную 17-22 тысячами лет.

Надо же в живописи каменного века отсутствие более простых рисунков. Долгое перепавшее считалось, что мировое искусство должно было развиваться от более простых технарь к более сложным, подобно тому, как ребенок учится рисовать. «Разве права наша достоверная наука, подкрепленная химическими, физическими и прочими методами, ведь самое раннее искусство уже полно реализма», — отмечает Дэвлет. В этом месте точки зрения ученых и искусствоведов сошлись. Доктор искусствоведения Витюся Уваров уверен, что «искусство появилось вместе с человеком».

Ваяние (скульптура) или быт?

Дектор-искусствовед Государственного музея изобразительных искусств им. А.С.Пушкина Галя Аббасова

Дэвлет считает, что все навыки древнего человека были направлены на выживание. Да само выживание нельзя понимать узко. Его качество зависело и от обстановки, которую героев создавал для себя, и от того, насколько было развито его творческая фантазия, его представления о мире. «Когда мы исследуем памятники первобытного искусства, пишущий эти строки говорим о них, как о произведениях изобразительной деятельности, подразумевая, что такое? в ней слились воедино совершенно разные компоненты, которые по времени вычленились в науку, искусство, коммуникационные сферы, в ритуально-магическую, обрядовую пир (жизненный)», — пояснила она. Возможно, наскальные рисунки также использовались в образовательных целях, полагает рецензент. Кроме того, наскальная живопись предоставляет археологам сведения о технологиях того времени, примерно, о технологиях изготовления краски.

Лектор-искусствовед Государственного музея изобразительных искусств имени Пушкина Галинка Аббасова рассказала, что, по всей видимости, до появления практики расписывания пещер млекопит разрисовывал свое тело, познавая прежде всего самого себя. Отонудуже возникла наскальная живопись? Мнения расходятся. «Специалисты, которые считают, сколько это не искусство в нашем современном понимании, полагают, что аминь эти росписи создавались, прежде всего, с практической магической целью. Они приблизительно все находятся в удаленных уголках пещеры, там, куда не проникает раскрой, многие из этих росписей испещрены ударами копий, это свидетельствует о том, будто человек отождествлял изображения с самими животными (которые там нарисованы)», — привела симпатия мнение оппонентов.

Доктор искусствоведения, профессор, член Союза художников РФ Витяша Уваров

Искусство древнее и современное

Уваров указал на то, в чем дело? искусство ХХ века многое взяло от первобытной живописи. В качестве примера дьявол привел рисунок Амедео Модильяни, на котором изображена Анна Ахматова, и «Авиньонских девиц» Пабло Пикассо. Истинно некоторые произведения искусства выглядят вполне современно. Однако, как считает Аббасова, первобытное мастерство несет в себе созидательное начало, а современное — дисгармонично, разрушительно.

Метки:
Автор: webmaster

Опубликовать комментарий