Ученые объяснили, чем страшен тетрис

Дата: 26.10.2012

Ученые объяснили, чем страшен тетрис

Примерно в 1984 году Алексей Леонидович Пажитнов придумал игру про совмещение геометрических фигур. После этого люди перестали задаваться вопросом, как убить время.

Миллионы часов! Мы потратили миллионы часов на этот бессмысленный примитивизм! По сей день, несмотря на то, что появилось множество компьютерных забав с фантастической графикой и огромными игровыми вселенными, тетрис занимает особое место в нашем сердце (а скорее в мозгу). Но почему?

Писатель Джеффри Голдсмит был настолько одержим тетрисом, что предположил, будто Пажитнов создал первый в мире видеонаркотик. Ходят слухи о людях, которые видят падающие блоки не только во сне, но и наяву. А ученые говорят, что тетрис лечит посттравматическое стрессовое расстройство.

По-видимому, эта игра приводит в движение какие-то глубинные механизмы нашего мозга.

Том Стэффорд из Шеффилдского университета (Великобритания) заметил, что многие человеческие игры имитируют процесс наведения порядка. Прекрасный пример — бильярд. Но такие игры заканчиваются, а в тетрисе фигуры продолжают падать бесконечно. Это идеальный пример бессмысленного повторения однотипного набора действий  — игра, которая ничему не учит, не имеет никакой цели. Но сам факт того, что она способна удерживать наше внимание и вызывать желание вновь и вновь вернуться к этому черному стакану, говорит о том, что в этом должен быть какой-то смысл.

В 1930-х годах советский психолог Блюма Вульфовна Зейгарник обратила внимание на то, что официанты обладают поразительной памятью на заказы, но лишь до того, как заказ выполнен. Они могут запомнить до 12 позиций, которые моментально выветриваются из головы, как только блюдо или напиток попадает на стол. После этого они, хоть убей, не могут вспомнить ничего.

Зейгарник подарила свое имя целому классу аналогичных явлений психики. Например, тот же эффект несет ответственность за популярность телевикторин. Вам совершенно ни к чему знать, когда была основана Би-би-си и какова доля стран, в которых есть хотя бы один «Макдоналдс». Но после того, как вопрос задан, вы не сможете от него отделаться, пока не найдете ответ (1927 год, 61%).

Вот и тетрис удерживает наше внимание прежде всего благодаря тому, что, по сути, это бесконечная задача, никогда не получающая решения. Как только вы решили часть головоломки, ряд исчезает и игра продолжается. Снова и снова мы испытываем удовлетворение от того, что справились, и в тот же момент концентрируем внимание на новой фигуре.

Еще один важный момент, отмечает господин Стэффорд, связан с тем, что каждый последующий блок — это не только новая задача, но и потенциальное решение. Исследования говорят о том, что игроки в тетрис предпочитают не прикидывать расклад в уме, а вертеть всякую новую фигуру в попытке понять, «встанет» она или не «встанет». Это абсолютно визуальный мир, в котором наглядное действие быстрее мысли. Там нет паузы между гипотезой и ее проверкой — в отличие от мира реального. И это тоже один из секретов популярности творения гениального Пажитнова.

В то же время господин Стэффорд отмечает, что эффект Зейгарник лишь описывает явление, но не предлагает никакого объяснения тому, что происходит. Это обычная уловка психологов — сделать вид, что решили загадку человеческого разума, тогда как в действительности они ее лишь сформулировали. Но объяснение все же есть, хотя и гипотетическое: наш разум устроен таким образом, что ему суждено постоянное стремление к реорганизации подручного материала ради достижения цели. Только после того, как цель достигнута, он позволяет себе переключиться на что-то иное.

Тетрис — это игра без цели, вот что страшно. Эта сатанинская забава манипулирует тем, что находится в самом основании нашей разумной природы…

В чем секрет привлекательности тетриса

 

 

Примерно в 1984 году Алексей Леонидович Пажитнов придумал игру про совмещение геометрических фигур. После этого люди перестали задаваться вопросом, как убить время.

 

Миллионы часов! Мы потратили миллионы часов на этот бессмысленный примитивизм! По сей день, несмотря на то, что появилось множество компьютерных забав с фантастической графикой и огромными игровыми вселенными, тетрис занимает особое место в нашем сердце (а скорее в мозгу). Но почему?

 

Писатель Джеффри Голдсмит был настолько одержим тетрисом, что предположил, будто Пажитнов создал первый в мире видеонаркотик. Ходят слухи о людях, которые видят падающие блоки не только во сне, но и наяву. А ученые говорят, что тетрис лечит посттравматическое стрессовое расстройство.

 

По-видимому, эта игра приводит в движение какие-то глубинные механизмы нашего мозга.

 

Том Стэффорд из Шеффилдского университета (Великобритания) заметил, что многие человеческие игры имитируют процесс наведения порядка. Прекрасный пример — бильярд. Но такие игры заканчиваются, а в тетрисе фигуры продолжают падать бесконечно. Это идеальный пример бессмысленного повторения однотипного набора действий  — игра, которая ничему не учит, не имеет никакой цели. Но сам факт того, что она способна удерживать наше внимание и вызывать желание вновь и вновь вернуться к этому черному стакану, говорит о том, что в этом должен быть какой-то смысл.

 

В 1930-х годах советский психолог Блюма Вульфовна Зейгарник обратила внимание на то, что официанты обладают поразительной памятью на заказы, но лишь до того, как заказ выполнен. Они могут запомнить до 12 позиций, которые моментально выветриваются из головы, как только блюдо или напиток попадает на стол. После этого они, хоть убей, не могут вспомнить ничего.

 

Зейгарник подарила свое имя целому классу аналогичных явлений психики. Например, тот же эффект несет ответственность за популярность телевикторин. Вам совершенно ни к чему знать, когда была основана Би-би-си и какова доля стран, в которых есть хотя бы один «Макдоналдс». Но после того, как вопрос задан, вы не сможете от него отделаться, пока не найдете ответ (1927 год, 61%).

 

Вот и тетрис удерживает наше внимание прежде всего благодаря тому, что, по сути, это бесконечная задача, никогда не получающая решения. Как только вы решили часть головоломки, ряд исчезает и игра продолжается. Снова и снова мы испытываем удовлетворение от того, что справились, и в тот же момент концентрируем внимание на новой фигуре.

 

Еще один важный момент, отмечает господин Стэффорд, связан с тем, что каждый последующий блок — это не только новая задача, но и потенциальное решение. Исследования говорят о том, что игроки в тетрис предпочитают не прикидывать расклад в уме, а вертеть всякую новую фигуру в попытке понять, «встанет» она или не «встанет». Это абсолютно визуальный мир, в котором наглядное действие быстрее мысли. Там нет паузы между гипотезой и ее проверкой — в отличие от мира реального. И это тоже один из секретов популярности творения гениального Пажитнова.

 

В то же время господин Стэффорд отмечает, что эффект Зейгарник лишь описывает явление, но не предлагает никакого объяснения тому, что происходит. Это обычная уловка психологов — сделать вид, что решили загадку человеческого разума, тогда как в действительности они ее лишь сформулировали. Но объяснение все же есть, хотя и гипотетическое: наш разум устроен таким образом, что ему суждено постоянное стремление к реорганизации подручного материала ради достижения цели. Только после того, как цель достигнута, он позволяет себе переключиться на что-то иное.

 

Тетрис — это игра без цели, вот что страшно. Эта сатанинская забава манипулирует тем, что находится в самом основании нашей разумной природы…

Метки: объяснили, страшен, тетрис, ученые,
Автор: admin

Опубликовать комментарий