СМИ: Мобильный роуминг загоняет украинцев в огромные долги

Дата: 24.10.2012

СМИ: Мобильный роуминг загоняет украинцев в огромные долги

Мобильные интернет-услуги за границей становится потенциальным источником многотысячных долгов для абонентов. Некоторые из них решаются отстаивать свои права в суде с оператором. Правда, практика показывает, что клиентам пока не удается «списать» долг, пишет ProIT.

Почему «съедаются» деньги за не заказанный интернет?

Все приключения начинаются, как только абонент-контрактник пересекает границу Украины.

Смартфоны владельцев тут же подключаются к сети оператора-партнера. Абоненту приходит СМС с местными роуминг-тарифами, а также в большинстве случаев с предупреждением, что при исчерпании лимита на счету образуется долг. При этом прекращение услуг, якобы, является технически не возможным.

Тарифы на мобильный интернет за границей «кусаются» — обычно начинаются от 100 грн на 1 Мб. Поэтому абоненты, как правило, откладывают смартфон в сторонку и ищут местные точки интернет-доступа. Но многие из них при этом забывают отключить услуги передачи данных. Обновления не прекращаются. А вместе с ним и списывание денег со счета. Бывали случаи, когда обновления происходили при подлете абонента к аэропорту, если те забыли отключить устройства. И деньги «съедались» еще до пересечения границы иностранного государства.

Некоторые пытаются зайти в Интернет со своего устройства через интернет в отеле или кафе. Но при нестабильном соединении их гаджет опять начинает незаметно пожирать мобильный трафик.

В связи с тем, что по-настоящему умных смартфонов в этом году стало очень много, участились и жалобы абонентов. 

Почему абоненты обречены на проигрыш в суде?

В суде клиенты обычно проигрывают. В этом году подобных дел уже десятки. Абоненты по своей же невнимательности «попадают» и на 100 тыс и на 200 тыс грн.. за одну поездку. При этом доказать, что должен действовать пункт договора с оператором о долговом лимите, не представляется возможным.

Оператор, как правило, указывает на другой пункт того же договора (пример проигранного дела), согласно которому он только имеет право, а не обязан отключать сервис тогда, когда превышен лимит.

Кроме того, оператор ссылается на свое право выставлять счет абоненту за роуминговые услуги в течение трех месяцев после их оказания. Результат – телекоммуникационная компания без проблем выигрывает дело, а абонент – «сам дурак». Ведь не удосужился прочитать все условия договора.

Читайте также: МТС и Киевстар вынудят сделать разговоры дешевле

Если у абонентов не установлен лимит отключения, в исках они иногда жалуются на то, что операторы предоставляют им не заказанный потребительский кредит. Ну и тут судьи обычно быстро «обрубают» все аргументы. Ведь по факту дополнительные деньги на счет абонента не начислялись. А значит это просто долг за оказанные услуги.

Казалось бы, проблему можно решить просто – обязать оператора сообщать абонентам о том, что «пошел минус».

Очень хитрая техническая возможность

В «Киевстаре» на это говорят, что его биллинговое оборудование не имеет технической возможности в он-лайн режиме фиксировать трафик абонентов-контрактников в роуминге. Это якобы связано с тем, что роуминг-партнеры передают данные не сразу, а через некоторый промежуток времени, оговоренный в договорах с партнерами.

«Отдельные мобильные операторы, например, из России, передают их оперативно – до 2 дней, с европейскими коллегами обмен данными происходит дольше. Задержка может составлять до 45 дней», — отмечают в «Киевстаре».

У МТС в аналогичной биллинговой системе почему-то больше возможностей.

«Если у абонента выставлен лимит задолженности, он сработает и в роуминге. Услуги роуминга будут отключены до пополнения счета», — отмечают в компании.

Это косвенно подтверждает отсутствие у этой компании судебных разбирательств в Реестре судебных решений, которые связаны с превышением лимита. Но вот иски об огромных счетах за заграничный Интернет имеются. В МТС отмечают, что ведут работу над решением, которое позволит абонентам контролировать свой счет в роуминге в онлайн-режиме.

Читайте также: Украинцев лишат возможности бесплатно звонить по мобильному

А life:), контракт-абонентов у которого вообще не так много, по словам представителей, может контролировать все.

«Наша биллинговая система позволяет осуществлять расчет стоимости услуг в режиме реального времени, т.е. плата за использование услуг происходит одновременно с потреблением услуги абонентом, всегда, включая услуги в роуминге. При этом оповещение о перерасходе не пересылается, потому что перерасход возможен лишь для контрактных абонентов, и лишь при условии подачи ими заблаговременно официального запроса на предоставление возможности перерасхода», — отмечают в компании. 

В Европе творят чудеса?

Западный опыт указывает на то, что избавить абонентов от неожиданных долгов очень просто. В Евросоюзе норма оповещения четко прописана Еврокомиссией. Решение о защите абонентов в случае перерасхода в роуминге действует с лета 2009 года. Операторы должны прерывать закачку контента на мобильное устройство при набежавшем счете в 50 евро. И биллинговые системы почему-то с этим отлично справляются.

Есть и еще один способ избавить владельцев смартфонов от нежданных долгов – сделать доступной услугу роуминга не по умолчанию, а только через предзаказ. Приехал в другую страну, почитал расценки, отправил сообщение — «Нужен роуминг».

Но покуда в договорах можно писать все, что угодно, зная, что абоненты не всегда заметят подводные камни, наших мобильщиков такие механизмы не очень-то интересуют. Да и строгой Еврокомиссии, заботящейся правах граждан, у нас тоже нет. Поэтому лучше взять в дорогу не контрактную SIM-карту, а prepaid. Он ни к чему не обязывает.

«Жертвы» мобильных операторов идут в суд, но деньги вернуть не могут

Опубликовать комментарий