Михаил Зурабов: Россия готова принять любой выбор украинцев

Дата: 30.10.2012

Михаил Зурабов: Россия готова принять любой выбор украинцев

В Москве внимательно следили за выборами в украинский парламент. Одним из основных источников информации было посольство РФ в Киеве. Его руководитель Михаил Зурабов рассказал «Известиям», почему дипломаты поддерживают контакты с представителями всех украинских политических сил, выступающих за консолидацию страны и развитие отношений с Россией.

Как вы оцениваете итоги украинских парламентских выборов?

— Россия признает любой выбор украинцев при том понимании, что и за ней сохраняется право реагировать на изменения в политике Киева через призму своих национальных интересов. Наше посольство в Киеве обязано и старается информировать российское руководство обо всем, что происходит на Украине, максимально объективно и ничего не приукрашивая.

Задача дипмиссии не сводится только к взаимодействию с политическими силами, которые находятся во власти, но предполагает доведение российской точки зрения до политиков, находящихся в оппозиции. Считаем в этой связи контакты со всем спектром политических сил Украины в порядке вещей. Можно ожидать, что по итогам парламентских выборов по обоюдному согласию состоится расширение круга тех, с кем наше диппредставительство постоянно взаимодействует.

Мог ли предвыборный визит президента Виктора Януковича в Москву повлиять на результаты голосования?

— Я не думаю, что может быть прямая корреляция, хотя и допускаю, что событие подобного масштаба неизбежно становится информационной доминантой и может быть использовано в предвыборных целях. Возможно, по этой причине некоторые обозреватели высказывали предположение, что упомянутый визит носил пропагандистский характер. Я так не считаю. Более того, зная детали этой поездки, имею основания подтвердить необходимость этой встречи.

Очевидно, что в ближайший месяц или чуть дольше на Украине приоритетом будет формирование персонального состава комитетов и органов управления Верховной рады и, возможно, как заявило недавно руководство Украины, формирование нового правительства. Вряд ли этот период будет наилучшим для продуктивной работы и двусторонних контактов. В том числе и по этой причине в ходе визита президента Украины в Москву руководители двух стран постарались создать задел для работы на ближайшие пару месяцев, заслушав доклады министров и дав поручения по ряду важнейших вопросов двусторонних отношений.

В частности, предметно рассматривался вопрос о предоставлении кредита на достройку третьего и четвертого энергоблоков Хмельницкой АЭС, обсуждались вопросы о квотах на поставку украинских труб на 2013 год и ходе работы над Соглашением о взаимном отказе от взимания утилизационного сбора на российские и украинские автомобили, а также ряд других тем. Кроме того, шел разговор о сроках и повестке государственного визита президента Украины в Россию и Российско-украинском межрегиональном экономическом форуме в Нижнем Новгороде.

Звучало ли во время этих переговоров слово «газ»?

— Вопрос энергетического сотрудничества между нашими странами всегда является одной из тем, которые, как правило, обсуждаются в контактах на высшем уровне. На этот раз в центре внимания в первую очередь были вопросы текущего характера, имеющие отношение к подготовке украинских партнеров к работе в условиях осенне-зимнего максимума с учетом необходимости бесперебойной поставки российского газа европейским потребителям. Отдельно были затронуты и темы, касающиеся модернизации украинской газотранспортной системы и перспективы создания газового консорциума. И хотя некоторое время тому назад возникли обстоятельства, которые, во всяком случае, не облегчают поиск взаимоприемлемых решений в этом аспекте сотрудничества, но, по моему мнению, при наличии политической воли оптимальное решение может быть найдено.

Результаты украинских выборов на поиск развязок в этом вопросе могут повлиять?

— Не думаю. Хотя их значение нельзя недооценивать. И Россия, и Украина находятся на этапе реформирования экономики, социальной сферы, модернизации политических и государственных институтов. В процессе преобразований как по объективным, так и по субъективным причинам возникает вероятность негативной реакции определенной части населения на проводимые реформы. Нередко политические силы, находящиеся в оппозиции к власти, используют временные трудности для расширения своего электорального поля. В тех же случаях, когда в стране выборы происходят практически каждые два года, «окно возможностей» для проведения системных преобразований практически отсутствует. Без достижения компромисса между различными политическими силами проведение масштабных реформ маловероятно. В условиях же радикализации политических сил вероятность выхода на подобный «общественный договор» становится крайне низкой. В этом и состоят, по моему мнению, риски новой политической конфигурации в Верховной раде.

Считаете ли вы, что тема пересмотра украинского закона «О языках», расширяющего права русского, останется актуальной после выборов?

— Надо полагать, что да. Но осознавая политические сложности, связанные с данным законом, необходимо также учитывать, что русский язык на Украине — это не язык оккупантов. Русский существовал и развивался здесь веками бок о бок с украинской мовой. Русские люди, как и украинцы, всегда жили на землях, входящих сегодня в состав современного украинского государства. Поэтому справедливым является их стремление грамотно и красиво говорить не только на украинском, но и на родном русском языке. И отказывать им в праве остаться в его историческом поле, а их детям получать образование на родном языке — нельзя.

Требования партии «Свобода», которая получила высокий результат на парламентских выборах, — денонсация Харьковских соглашений и запрет базирования Черноморского флота в Крыму. Что этому противопоставит Россия?

— Денонсация Харьковских соглашений сопряжена с серьезными экономическими издержками. Россия в рамках исполнения этих договоренностей уже понесла экономические потери, которые следует учитывать. Действительно предвыборная риторика нередко отличается радикализмом. Но это один из тех чувствительных вопросов, в отношении которых нужно проявлять большую осмотрительность. В недавнем прошлом можно найти немало примеров того, как непросчитанные политические шаги отрицательно влияли на двусторонние экономические отношения.

Полагаю, что прагматизм украинских политиков вне зависимости от того, к какой политической силе они принадлежат, является страховкой от спонтанных опрометчивых действий. Россия — крупнейший торгово-экономической партнер Украины. Потенциал российского рынка для украинских производителей — фактор, способный существенно повлиять на преодоление экономических проблем, с которыми сталкивается Киев в контексте неблагоприятной ситуации в мировой экономике. Хотелось бы думать, что ставить под удар перспективу российско-украинских торгово-экономических отношений не готова ни одна политическая сила на Украине. Если, конечно, в планы этой силы не входит экономическая и политическая дестабилизация в стране. В противном же случае надо быть готовым к любым заявлениям и любым действиям.

Опубликовать комментарий