Лауреат "Инновации" Махачева не хочет быть художником "на экспорт"

Дата: 16.09.2012

Лауреат "Инновации" Махачева не хочет быть художником "на экспорт"

ЛИВЕРПУЛЬ, 16 сен — РИА Новости, Елена Пахомова. Дагестанская художница, лауреат российской премии «Инновация» этого года Таус Махачева, которая участвует в одной из крупнейших британских выставок современного искусства, Ливерпульской биеннале, не считает зарубежные проекты приоритетом для себя, хотя называет их хорошим опытом.

В Ливерпуле Махачева принимает участие в мультинациональном проекте City States («Города-государства»), открывшемся в эти выходные. Программа исследует гостеприимство и культурные особенности разных точек планеты: от сеульского аэропорта Инчеон до датской столицы Копенгаген. Россия здесь представлена еще и аудио-визуальной инсталляцией режиссера и видеохудожника Маши Годованной, которая изучает пространство Санкт-Петербурга.

«Я всего в нескольких таких больших проектах на Западе участвовала, и это, мне кажется, прекрасная возможность получить отличный опыт, ведь тут публика совсем другая, она, в целом в Британии, очень внимательная», — сказала Махачева РИА Новости.

Она привезла на Ливерпульскую биеннале самые яркие работы последних лет: и «Быстрых и неистовых» о махачкалинских стритрейсерах, за которых она и получила главную российскую премию в области современного искусства в категории «Новая генерация», и историю о собачьих боях «Позволь мне быть частью нарратива». Специально для биеннале художница делала новый проект «Гамзутль» о заброшенном ауле.

«Я не считаю, что я привезла сюда какие-то хиты, если их вообще можно так назвать. У меня есть и другие работы, но эти ложились в тему, которую мы придумали под проект: топография маскулинности (мужественности, мужеподобия). Мы хотели, чтобы это все выглядело как цельное высказывание», — сообщила художница.

Новую работу спонсировал частично один из российских банков, частично — Королевский колледж искусств (Royal College of Art), где Махачева сейчас учится в магистратуре. Деньги под проект она нашла сама, по рекомендациям и знакомствам. Художница отметила, что премия «Инновация» не привлекла к ее творчеству внимание спонсоров. Поиск средств, по ее словам, остается головной болью любого молодого художника.

«Художник не должен этим заниматься. В Лондоне меня этому никогда не учили. Одно дело — преподносить себя, но другое — искать деньги на проекты», — считает она.

«Преподносить себя» Махачева начала уже во время учебы в лондонском колледже Goldsmiths, где четыре года назад закончила бакалавриат. Для нее это означало участвовать в максимальном количестве проектов и делать интересные работы, чтобы быть замеченной.

Махачева отметила достоинства западного образования. По ее словам, во-первых, учеба в Лондоне научила ее понимать мировые тенденции, требования и стандарты в современном искусстве. Во-вторых, как говорит художница, написание диссертации в Лондоне дает ей «критическое мышление» — способность постоянно обсуждать и оценивать свое творчество.

«Четыре года прошло, как я после бакалавриата вернулась в Москву и поняла, что ты теряешь способность критически оценивать свою работу. И это проблема именно образования. В Москве оно находится в большой черной дыре. Есть Институт проблем современного искусства, школа Родченко (Московская школа фотографии и мультимедиа имени Родченко), есть свободные мастерские, но этого недостаточно», — сказала она.

При этом Махачева не считает, что ориентирована на западную аудиторию.

«Я не хочу быть экспортным художником, я этого боюсь и этого не хочу. Мне и в Москве очень интересно выставляться, и я бы очень хотела сделать большую выставку в Махачкале. Прошлой весной я показывала там две работы, но мне хочется сделать большой проект там, посмотреть, как Дагестан смотрит на Дагестан, какого рода дискуссию мои работы могут мотивировать», — сказала собеседница агентства.

В исследовании национальной идентичности, современной жизни в Дагестане художнице тоже помогает лондонское образование. Она признает, что академичность, которой учат в Великобритании, позволяет гораздо более осмысленно относиться не только к процессу создания той или иной работы, но даже к подготовке к нему.

Махачева считает «Гамзутль» результатом западной школы и называет его лучшим своим проектом на сегодняшний день и самым зрелым. Она отмечает, что провела масштабную исследовательскую подготовку, искала символы, думала над разными способами визуализации своей задумки.

«Гамзутль» — история о высокогорном ауле-«призраке», который, по оценкам историков, был основан в 1-2 веке нашей эры. Это была оборонительная крепость, но в 1960-е годы горцы ушли оттуда в колхозы. Сейчас там руины, в которых живет один отшельник.

Первый раз Махачева увидела фотографии аула в Дагестанском музее изобразительных искусств. В свою видеоисторию о Гамзутле художница вплела и батальную живопись русского художника Франца Рубо, и советскую историю — после того, как нашла в архивах раскадровку «танца бригадира колхоза».

На фоне высокогорных руин их одинокий обитатель медленно принимает позы воинов времен Кавказской войны, изображает бригадира, ведущего трактор, притворяется камнем, зависает над ущельем.

«Получилось современное размышление о прошлом, может, ностальгия, попытка вернуться к своим корням, некое разочарование — и все это показано через подражание жизни этого аула», — говорит Махачева.

Несмотря на философский символизм, «Гамзутль», как и предыдущие крупные работы Махачевой, отчасти документальный, хотя заниматься документалистикой художница не намерена.

«В документальном кино движущая сила — любопытство. Я же вдохновение черпаю именно из чужих работ, из самого искусства. Обожаю смотреть чужие проекты, видеть в них то, что, может, и не закладывалось туда — а я уже это увидела, у меня какая-то идея созрела. Для меня же искусство — это полурелигиозный опыт», — сказала она.

При подготовке статьи были использованы материалы: www.ria.ru

Опубликовать комментарий