Александр Попов: Предоставление русскому языку статуса регионального в Киеве не актуально

Дата: 15.10.2012

Александр Попов: Предоставление русскому языку статуса регионального в Киеве не актуально

8 августа президент Виктор Янукович подписал принятый Верховной Радой закон, предусматривающий установление официального использования региональных языков в работе местных органов государственной власти при проживании минимум 10% носителей на территориях, на которых распространен этот язык. Законом предусматривается, что в контексте Европейской хартии региональных языков или языков меньшинств меры, направленные на использование таковых в Украине, применяются к 18 языкам. После этого ряд районных, городских и областных советов приняли решения, которыми предоставили статус регионального русскому языку. О том, необходимо ли такое решение в Киеве, рассказал в интервью «Ukranews» Александр Попов.

Грядет завершение реорганизации структуры КГГА. Согласно уставу обновленной структуры председатель напрямую не будет курировать никакую сферу. То есть, вы лично не будете заниматься какой-то отраслью, как ранее (медицина, транспорт), а будете контролировать выполнение поставленных задач. Сфера транспорта и предпринимательства уже передана в управление вашего заместителя Анатолия Голубченко, будут ли еще какие-то перераспределения среди ваших замов?

— Пока что нет, но этот процесс динамичный, все зависит от определенных обстоятельств. Сейчас мы выходим на финишный этап формирования той структуры, которую на одной из сессий утвердил городской совет. Единственное, что остается — преобразование существующих Главных управлений в департаменты. Это последний шаг и, как вы знаете, из 32 единиц мы оставляем 16, то есть, в 2 раза сокращаем количество структурных единиц. Также наряду с проведением оптимизации мы подбираем руководителей будущих департаментов — людей, которые могут самостоятельно решать проблемы той или иной отрасли. Статус руководителя департамента — более высокая ответственность и мы расчитываем на то, что огромный пласт работы будет спущен на этот уровень, и именно на этом уровне будут приниматься решения, без поднятия до заместителей либо главы горадминистрации. Что касается Голубченко, перед Евро-2012 я его принципиально не загружал никакой другой работой. Нам нужно было, чтобы один человек 24 часа в сутки занимался именно этой сферой. После завершения чемпионата я передал ему в управление другие сферы.

После вступления в силу закона о языках ряд региональных советов уже приняли решения о предоставлении русскому языку статуса регионального. Насколько это целесообразно, по вашему мнению, в столице? Каково в целом ваше отношение к данному закону?

— Первое — мое личное мнение: если бы я был депутатом горсовета — на этом уровне принимается решение, я бы воздержался от того, чтобы решать этот вопрос в пользу предоставления русскому языку статуса регионального. Киев — это столица и, безусловно, она должна иметь все возможности для того, чтобы развивать украинский — государственный язык, и конечно предоставлять возможность для развития других языков. Но сегодня эти условия и так создаются. Это касается не только русского, но и других языков — тех, которые являются родными для граждан Украины-киевлян разных национальностей,  — английского, французского, скандинавских и иных языков. Что касается этой проблемы в целом — должна быть инициатива. Есть инициатива граждан — есть участие муниципалитетов. 10% жителей должны письменно высказать инициативу о том, чтобы тот или иной язык стал региональным. На сегодня таких инициатив в Киеве нет.

На сессии Киевсовета 20 сентября лидер фракции БЮТ Татьяна Мелихова пыталась внести в повестку дня проект о наложении моратория на предоставление русскому языку статуса регионального. Нужно ли это решение?

— Мораторий накладывается на какой-то конкретный факт, инициативу. На сегодня нет никаких инициатив о предоставлении русскому статуса регионального в столице. В условиях предвыборной компании это не более, чем политический пиар. Партии злоупотребляют этим вопросом. Я считаю, что это суета вокруг проблемы, которой в Киеве не существует.

Близятся выборы Верховной Рады. Известно, что нынешний секретарь Киевского горсовета Галина Герега будет в них участвовать. После избрания ее нардепом станет вопрос об избрании и нового секретаря горсовета. Будут ли депутаты ждать очередных выборов горсовета или кто-то будет назначен как исполняющий обязанности?

— С моей точки зрения Галина Федоровна очень достойный кандидат в Верховный Совет. У нее большой опыт работы в местном самоуправлении. То, что она выбрала путь в Верховный Совет — это важно для страны. Для Киева это тоже важно, поскольку она кандидат по мажоритарному округу столицы. Я уверен, что ее избирательная кампания увенчается победой. Но пока что она секретарь Киевсовета, исполняющая обязанности мэра города. Предложение об избрании нового секретаря, в соответствии с законодательством, должна вносить она сама. Сегодня мне кажется очень удачным то, что горсовет в свое время проголосовал именно за нее, как секретаря. Городской совет благодаря этому получил стабильную ситуацию внутри и работоспособность. Говорить сейчас о преемнике рано, давайте подождем конца выборов. Выборы выборами, но ведь еще 1,5-2 месяца пока кандидаты Верховного Совета станут депутатами, можно будет обсуждать кандидатуру на должность секретаря городского совета.

Но все же для себя вы выделили каких-либо кандидатур, которые, по вашему мнению, наиболее подходят для этой должности? Будут ли от вас какие-то рекомендации депутатскому корпусу в этом вопросе, как это было с Герегой?

— Для себя я определил троих человек, которые, по моему мнению, справились бы с этой должностью.

Возможно, кто-то из ваших заместителей мог бы перейти на должность секретаря горсовета?

— Нет. Это исключено.

Может ли быть такой вариант, что после очередных выборов горсовета будет сменен и назначенный в ближайшие месяцы секретарь?

— Это предсказать невозможно. Во-первых, секретаря совета не назначают, а избирают. Отсюда второе обстоятельство: политическая динамика настолько непредсказуема, что трудно прогнозировать. После выборов депутатов горсовета неминуемо встанет и вопрос о новом секретаре. Вопрос о том, за кого будут голосовать новоизбранные депутаты, сегодня обсуждать преждевременно.

Выборы в горсовете пройдут по мажоритарке. То есть, 60 независимых от какой-либо фракции депутатов появятся в горсовете. Как это повлияет на работу депутатского корпуса и КГГА?

— Вероятно, наполовину по партийным спискам и наполовину по мажоритарке. Будет тяжело. Ведь очень трудно, когда разные интересы представлены, разные ценности, даже разное отношение к городу. Но выход один — нужно формировать работоспособное большинство. Ведь даже сегодня, если предлагается правильное решение, необходимое городу, оппозиция может не голосовать, потому что это оппозиция. Это неправильно. Если решение необходимо для города, то голосовать должны все, вне зависимости от политической партии. Должны приниматься лишь те решения, которые отражают интересы киевлян, города. 60 независимых депутатов — это сложнее с точки зрения управления, но с позиции справедливости — это правильно. Каждый из этих депутатов будет представлять конкретные интересы конкретной территории. Мы ведь развиваем разные проекты на всей территории Киева, и присутствие в городском совете депутатов, которые представляют интересы того или иного района — это хорошо, поскольку они в курсе всех нюансов и проблемных вопросов.

Скажите, а вы уверены в своей победе на выборах мэра также, как в этом убеждены ваши заместители?

— Если не верить в победу, то зачем идти на выборы? У меня есть много аргументов, чтобы доказать перспективу развития Киева и связать ее со мной и теми людьми, которые со мной работают. В отличие от политиканства, которое можно наблюдать в преддверии выборов, мы не часто декларируем проекты, которые реализовали или реализовываем на каком-то этапе, но мы работаем и работаем в сложных условиях. Те проекты, которые за два года были реализованы — подтверждение тому, что даже в таких условиях можно решать сложные задачи. Мне кажется, я смогу это все донести до киевлян, доказать, что важно заниматься практикой. Сегодня время такое, что не политики, а практики нужны. И не только Киеву, но и другим городам.

Ваш основной конкурент на выборах, согласно публикуемым рейтингам, — Виталий Кличко. Считаете ли вы его достойным для вас конкурентом? И известно ли вам точно будет ли он участвовать в выборах мэра?

— Я не комментирую действия других политиков. Мой принцип — говорить, что могу и что сделал я. Другие кандидаты пусть говорят за себя сами. Я просто хочу доказать и показать, что я смогу выполнить, и если это людям интересно, то тогда они будут за меня голосовать. Идет Кличко на выборы или не идет — это его вопрос. Если да, я буду конкурировать с ним, если нет — значит нет. Конкурент же для меня любой человек, который будет участвовать в выборах. И я считаю, что любого человека нужно воспринимать как достойного конкурента. Нужно серьезно относиться ко всем участникам. Я в своей жизни прошел четыре избирательные кампании и, кроме первой, набирал 90% голосов. Конечно, в Киеве такого результата добиться невозможно, но нужно стремиться.

В случае победы на мэрских выборах вы уже говорили, что сразу обратитесь к Президенту с просьбой объединить полномочия мэра и председателя КГГА. А не рассматривали ли вы вариант назначения своим преемником на место председателя, например, Александра Мазурчака, как вашего первого зама? Или же объединение полномочий принципиально?

— Я могу высказать свое личное мнение — разделение полномочий, которое произошло, было объективно вынужденным, поскольку экономика города, вообще развитие города шло не по той направляющей: не вверх, а вниз. Другого варианта, я в этом убежден, у главы государства просто не было. Сейчас совершенно иная ситуация, и та модель, которая работала ранее — это лучший вариант в существующих условиях. В условиях, когда мы понимаем, что нужно делать. Аккумулируются идеи, предлагаются обществу руководством города, и руководство несет за все ответственность. У нас сейчас возникают конфликты, когда КГГА видит одно решение определенной проблемы, а городской совет — другое. Как следствие возникает конфликт, который не приведет к решению вопроса, поэтому, логично было бы объединить должности мэра и председателя городской администрации. Но это компетенция Президента. Я же в свою очередь буду выступать с соответствующей инициативой.

В случае победы на выборах мэра намерены ли вы вести заседания горсовета?

— Это ключевая функция мэра. Конечно же это нужно делать. Когда вникаешь до деталей во все болевые точки, вникнув в перечень вопросов, можно понять актуальность той или иной ситуации. Мэр должен понимать это и проводить заседания, контактировать и дискутировать с депутатами, с общиной.

Связано ли распределение сфер ответственности, в частности, передача ранее вами курируемых отраслей замам, с подготовкой в будущем к проведению сессий? Это, как я понимаю, проводится как раз для освобождения вашего времени для проведения заседаний горсовета?

— От части это так и есть. Действительно, перераспределяются несколько функций. Но если бы я не замыкал на себе управление определенными отраслями, возможно, мы бы и не сделали так много. Мы провели значительные реформы в сфере здравоохранения, много проектов реализовали по транспортной инфраструктуре. Сейчас я понимаю, что моего ежедневного вмешательства больше не требуется. Одно дело — запустить процесс, другое — поддерживать. Все что нужно с моей стороны в этом направлении я выполнил. Теперь достаточно лишь контроля. Я считаю, что есть три этапа в развитии: первое — делаешь все сам и никому не доверяешь, второй — доверяешь и выполняешь часть работы, третий и высший уровень — доверяешь, но контролируешь.

Есть ли у вас конкретные предложения по назначению даты выборов мэра?

— Я об этом говорил — я готов был к выборам и летом, готов и сейчас. Мне, честно говоря, вмешиваться в этот процесс не правильно. Есть закон. Главное — выборы должны состояться так, чтобы они были легитимны и законны. Я считаю, что раз мэра нет — надо проводить. Логично конечно, что выборы мэра должны проходить с выборами городского совета. Это позволит сэкономить и средства бюджета.

Когда Леонид Черновецкий сложил полномочия и ушел в отставку он передавал свои дела, документы, вводил в курс дел. Все ли вы приняли?

— У меня в этом не было проблем, поскольку я к тому времени 1,5 года был главой городской администрации. Что касается функций городского головы и передачи дел секретарю — могу сказать, что это сфера работы Галины Федоровны (Гереги).

Но в случае вашей победы на выборах мэра вам придется принимать дела от Гереги и то, что ей было передано от Черновецкого. Может случиться, что потом могут возникнуть проблемы.

— Я сейчас не думаю о том, что может быть.

Скажите, а рассматривали ли вы возобновление работы районных советов в столице в случае победы на выборах. Насколько это вообще целесообразно?

— Есть некоторая логика в этом, но все же есть правовые моменты. Как написано в нашем законодательстве: одна админединица — один орган местного управления. Если один город, то один городской совет. Сверху конечно все не увидишь, поэтому мы активно поддерживаем такие проекты, как органы самоорганизации населения. Они наделены определенными полномочиями и мы финансируем их деятельность в сфере реализации некоторых проектов. ОСН — это орган территориального самоуправления. Это ведь очень классно, когда люди говорят о том, какой проект они хотят реализовать. Если мы охватим максимально нашу территорию такими ОСНами — инициативами жителей, мне кажется, мы будем в идеальных условиях местного самоуправления. Ведь никогда городской совет не будет принимать решения вопреки инициативам граждан. От имени людей ОСН представляют и вносят на рассмотрение городскому совету предложения к реализации. Это намного эффективнее, чем районные советы. Кроме того, сокращается бюрократический процесс. Я думаю, что нам не стоит возвращаться к модели с райсоветами.

Опубликовать комментарий