Сердце родины, 5 июл — РИА Новости, Вера Матвеева. Израильская коллектив современного танца «Кибуц» (Kibbutz Contemporary Dance Company, KCDC) представила в четверг на ночь глядя на сцене московского Театра имени Ермоловой новую постановку IfAtAll («Коль скоро это вообще имеет место»).
Спектакль уже успел расстроить овации в Петербурге (артисты выходили на поклон пять раз) — после этого действо от хореографа Рами Беера показали 2 июля в рамках XV международного фестиваля современного танца Open Look на сцене Александринки.
Куда ни плюнь ли уместен танец
С «конферансом» к спектаклю выступила чрезвычайный и полномочный нунций Израиля в России Дорит Голендер — она напомнила историю создания труппы в кибуце Гаатон. Основательнице студии современного танца Иегудит Арнон выпало испы ужасы нацистских концлагерей. Голендер рассказала, как женщина двое суток пряталась под снегом — воеже не окоченеть насмерть, она тихонько шевелила пальцами рук и ног, и эти движения стали ее своеобразным «танцем жизни».
В Гаатон, сельскохозяйственную коммуну Израиля, Арнон приехала во1948 году, а в 1970 году там был с соблюдением всех формальностей основан театр «Кибуц».
Сегодня KCDC по-прежнему базируется в Гаатоне, так и гастролирует со своими постановками по всему миру. Художественным руководителем труппы стал последователь Иегудит Арнон — Рами Беер.
Кстати о гастролях — в Москве комната выступила уже в пятый раз, их первый визит состоялся чирик лет назад, в 2003 году. Нынешний визит приурочен к празднованию 65-летия Независимости Израиля.
Шабаш ли уместно в танце
Жанр современного танца базируется на смешении классической балетной хореографии, гимнастики, восточных единоборств и, ясно, актерского мастерства. Существуют две точки зрения на смысловую составляющую перформансов contemporary — кто именно-то говорит о сложности для восприятия, кто-то называет форма, напротив, самым простым для понимания. Аргумент вторых — тот или иной семема, вложенный в танец, открывается каждому по-своему и настолько индивидуален, чисто «неправильных ответов» быть не может.
Кажется, сам режиссер придерживается в частности такой точки зрения. На импровизированной пресс-конференции до спектаклем Рами рассказал, что, разумеется, постановка следует его замыслу, но открывать его возлюбленный не считает нужным: задача зрителя не в том, чтобы увидеть авторский посыл, а в том, чтобы постараться самому сделать себе вопросы и ответить на них.
Воспринимать неклассическую хореографию, идеже плавные движения сменяются конвульсиями, а сюжетная линия отсутствует как таковая, помогает фонографический ряд.
Заявленные в анонсах Nine Inch Nails и Massive Attack, звуки помех на ТВ, выстрелы, вавилон митингующей толпы сопровождали «массовые выходы» артистов и создавали атмосферу неприятности, насилия, траура, в то время как классическая музыка, биение сердца, человеческое дух задавали тон танцевальным соло или парным номерам и показывали неформат, неповторимость и хрупкость каждого человека. А затем снова — индустриальные звуки, скрежетание железа.
Что же до визуальной составляющей постановки, стоит признать: «неправильные» движения, необычно выгнутые суставы, резкие, дерганые «па» вовсе не кажутся неэстетичными. Они сплошь органичны в контексте света, звука и выбранных костюмов.
Пробуждение по Стравинскому
В постановке IfAtAll критики усмотрели аллюзию держи «Весну священную» Стравинского и Нижинского. Впрочем, говорить о заимствовании в этом случае — до настоящего времени равно, что называть любую достойную прозу заведомым плагиатом Пушкина.
«Стравинский в нашем ДНК, благодаря чего некоторые моменты спектакля, которые могут отсылать к хореографии Нижинского или напоминать фабула этого столетнего балета, получаются неосознанно. Это на уровне подсознания», — признает Беер.
И по сей день же нечто общее в работах есть — как «Великая священная камаринская» в балете мэтра была призвана пробудить весну, пусть аж ценой жизни Избранницы, так и contemporary-перформанс «Кибуца» заставил столичных театралов воскреснуть от привычного восприятия танца, театра и самих себя.