Институт образования Высшей школы экономики (НИУ ВШЭ) при поддержке Ассоциации ведущих вузов в области экономики и менеджмента (АВВЭМ) начинает новое масштабное исследование – мониторинг студенческих характеристик и траекторий. О деталях проекта в интервью РИА Новости рассказал его руководитель, заместитель первого проректора Игорь Чириков.
— Игорь Сергеевич, почему было принято решение провести подобное исследование именно сейчас и какова его цель?
— Цель исследования – понять, как студенты оценивают свой опыт вузовского обучения, на что тратят свое время, какие приоритеты выбирают на будущее.
В последние годы произошел ряд изменений, ставящих под вопрос традиционные представления о студентах и их роли в университетах. Это и переход к массовому высшему образованию, и трансформации в вузах и на рынках труда, и активное развитие новых образовательных технологий, в том числе на интернет-площадках. Как студенты реагируют на эти изменения, какие стратегии поведения выбирают, какой опыт получают, пока учатся? Говорят, что «современный студент уже не тот», но серьезных исследований на эту тему не так много – студенты как социальная группа серьезно недоизучены, что затрудняет принятие практических решений как на уровне вузов, так и на уровне системы высшего образования.
Проект стал возможным еще и потому, что на площадке АВВЭМ удалось собрать группу активных университетов, которые заинтересованы в улучшении образовательной среды. Это – в сочетании с накопленным опытом проведения больших опросов студентов в НИУ ВШЭ – позволило разработать амбициозную программу исследования, результаты которого могут быть использованы как для анализа студенческих характеристик в каждом из вузов-участников, так и для изучения более общих тенденций. Похожая модель реализована в международном консорциуме «Студенческий опыт в исследовательском университете», в котором участвует НИУ ВШЭ.
— Каков масштаб исследования, его особенности?
— Участниками проекта, в первую очередь, являются университеты-члены АВВЭМ, а также ряд других вузов – всего 12 университетов. Это, к примеру, Уральский федеральный университет, Новосибирский государственный университет, Санкт-Петербургский государственный экономический университет, Российский государственный гуманитарный университет, Финансовый университет.
Особенность пилотного этапа исследования в том, что оно будет сфокусировано на студентах экономики и менеджмента, хотя в ряде вузов будут изучаться и другие направления подготовки. По нашим предварительным оценкам, в исследовании примут участие 10-12 тысяч студентов.
— Какие вопросы предполагается задать участникам?
— Во-первых, вопросы, связанные с процессом обучения. В какие виды активности вовлечены студенты? Часто ли делают презентации, участвуют в дискуссиях, пишут тексты, много ли приходится читать и что это за литература? В какой форме проходят занятия, зачеты, экзамены? Как студенты оценивают полученные знания? Ответы на эти вопросы позволят оценить, способен ли вуз научить студентов грамотно формулировать свои мысли в устной и письменной форме, развить у них навыки проектной работы и прочее.
Во-вторых, вопросы, касающиеся того, каким видам деятельности студенты предпочитают отдавать время и усилия, так сказать, во что инвестируют их как студенты инвестируют свое время и усилия в различные виды активностей. Много ли занимаются самостоятельно? Так, изменения, происходящие в организации учебного процесса в Высшей школе экономики и ряде других вузов, предполагают акцент на самостоятельную работу. Важно понять, насколько студенты готовы к этому.
В-третьих, вопросы об участии студентов в вузовской научно-исследовательской работе. Насколько студенты разных вузов склонны к научной работе и насколько активно вовлечены в нее? Как научная работа преподавателей, по мнению студентов, сказывается на учебном процессе?
В-четвертых, очень важный блок вопросов связан с работой и карьерой студентов. Не секрет, что отношение к работающим студентам не всегда позитивное и вузы редко создают какие-либо условия для совмещения работы и учебы. Мы хотим понять, когда и при каких условиях студенты начинают работать, каким образом встраивают работу в процесс обучения.
Наконец, вопросы, связанные с использованием различных интернет-сервисов и гаджетов. Насколько активно студенты пользуются интернетом и каким образом в учебном процессе используются электронные ресурсы и сервисы?
Еще одна актуальная проблема — отношение студентов к плагиату и списыванию. Понятно, что фальшивые диссертации начинаются с «невинного» плагиата в вузе. Интересно выяснить, каково отношение студентов к подобнойэтим практикеам и какова ееих распространенность в вузах.
— Когда планируется публикация результатов?
— Исследование стартует осенью. Поскольку оно будет проводиться в онлайн-формате, то полевой этап пройдет относительно быстро и первые результаты будут опубликованы уже весной. Надеюсь, они будут интересны не только вузам-участникам, но и более широкой аудитории и позволят продвинуться в понимании того, кто такой современный студент.
Материал подготовила Екатерина Рылько (НИУ ВШЭ)