Авария АС-28 спустя 8 лет: провал спасателей ТОФ и толчок к развитию

Дата: 7.08.2013
Море

ВЛАДИВОСТОК, 7 авг — РИА Новости, Илья Горбунов. Спасение восемь лет назад британскими специалистами российского батискафа АС-28 у Камчатки показало слабость аварийно-спасательной службы Тихоокеанского флота (ТОФ), но послужило толчком для его развития. В день спасения батискафа представители ТОФ рассказали РИА Новости о том, какие уроки вынесли российские специалисты из аварии.

АС-28 спасти себя не смог

Авария на подводном аппарате для поисково-спасательных работ АС-28 произошла в бухте Березовой у Камчатки 8 лет назад, 4 августа 2005 года. Батискаф, на котором находились семь человек, не смог подняться на поверхность в бухте Березовой примерно в 75 километрах к югу от Петропавловска-Камчатского. На глубине 190 метров аппарат запутался в рыболовных сетях и тросах береговой инфраструктуры ТОФ.

Прибывшие на место бедствия корабли Тихоокеанского флота РФ предприняли безуспешные попытки отбуксировать батискаф на глубину, где можно использовать водолазов. Через день на место прибыло российское спасательное судно «КИЛ-27», на борту которого находились британские спасатели с глубоководным аппаратом-роботом «Скорпион-45». Они установили видеосвязь с экипажем.

Британские специалисты смогли в течение восьми часов освободить российский батискаф. Он всплыл на поверхность у берегов Камчатки 7 августа днем. Самочувствие всех членов спасенного экипажа было нормальное, они самостоятельно вышли из аппарата.

После этих событий главный штаб ВМФ РФ сообщил, что флот извлек урок из происшествия с батискафом, и одной из особо важных задач должно стать скорейшее восстановление и совершенствование аварийно-спасательных сил.

Вторая жизнь батискафа

Инцидент с батискафом АС-28 выявил серьезную проблему в аварийно-спасительных структурах ВМФ, а сам аппарат был отдан на модернизацию, сообщил РИА Новости представитель Тихоокеанского флота Игорь Майбородов.

«Девяностые годы были сложными днями для поисково-спасательной службы Тихоокеанского флота. Было списано множество кораблей, которые еще могли служить и служить. Уменьшалось количество выходов спасательных судов в море. Водолазная подготовка личного состава аварийно-спасательных отрядов оставляла желать лучшего», — отметил собеседник агентства.

По его словам, аварийно-спасательных сил фактически не было. Многие специальные суда находились на длительном ремонте в доках судоремонтных заводов. Люди были готовы работать, но никто не знал на чем. Все эти проблемы и выявила авария батискафа.

«Начали восстановление как раз именно с АС-28. Он был самолетом перевезен на завод «Красное Сормово». На восстановление работоспособности аппарата и его модернизацию ушло почти три года. Отремонтированный батискаф был введен в эксплуатацию лишь в 2008 восьмом году», — сказал собеседник агентства.

По заявлению представителей завода, аппарат во время модернизации был оснащен телекамерами и мощными «руками» — манипуляторами. Они способны перерезать толстые металлические тросы, вести подводные сварочные работы, закручивать и выкручивать гайки. На борту батискафа установлены новейшие навигационные приборы и система автоматического наведения на подводные лодки. Также созданы комфортные условия для экипажа.

Уже в 2009 году экипаж глубоководного батискафа АС-28, доставленный с Камчатки в Татарский пролив, успешно провел поиск упавшего 6 ноября самолета Ту-142. Проблем в его работе в реальных условиях замечено не было.

Спасать везде и всегда

После происшествия у берегов Камчатки флот вновь начал придавать большое значение развитию аварийно-спасательных сил, чтобы не требовать помощи у зарубежных коллег, а справляться собственными силами, сообщил РИА Новости представитель ТОФ капитан 1 ранга Роман Мартов.

«С 2006 года ситуация постепенно стала меняться в лучшую сторону. Появляются новые спецприборы и аппараты, а из ремонтных доков выпустили аварийные корабли. В мае 2008 года после 15-летнего отсутствия на Тихоокеанский флот вернулся его самый мощный океанский буксир-спасатель «Фотий Крылов», а чуть позже и другие корабли, находящиеся на консервации», — отметил собеседник агентства.

Он сообщил, что спасательные силы Тихоокеанского флота в настоящее время выполняют самые различные упражнения, регулярно применяя возможности подводной робототехники и других технических новинок.

«У нас есть телеуправляемые подводные аппараты «Пантера», «Тайгер», «Обзор-150». За последние годы освоен и введен в эксплуатацию аппарат «Пантера +». Кроме этого, на флоте при необходимости могут использоваться глубоководные водолазные нормоборические скафандры, в которых можно погружаться на глубину до 370 метров и находиться под водой до 48 часов», — сказал собеседник.

По его словам, водолазы Тихоокеанского флота на постоянной основе принимают участие во всех работах по поиску и обнаружению затонувших объектов, принимают участие поисковых сил флота в обеспечении космических полетов. Помогают терпящим бедствием судам в Японском море.

«Аварийно-спасательные силы готовы участвовать в операции любой сложности. И если бы происшествие с батискафом АС-28 случилось в данный момент, то помощи у британцев просить бы уже не пришлось», — уточнил собеседник.

Метки:
Автор: webmaster

Опубликовать комментарий