Ашимбаева: не устраивайте соревнование между Достоевским и Пушкиным

Дата: 6.07.2013
Наталья Ашимбаева, директор Литературно-мемориального музея Ф. М. Достоевского

© Фотография: из личного архива Натальи Ашимбаевой

В преддверии дня Достоевского, какой-никакой в этом году в Петербурге отметят 6 июля уличными театрализованными представлениями, репортер РИА Новости Илья Григорьев поговорил с директором Литературно-мемориального музея Достоевского Натальей Ашимбаевой о правнуках писателя, запрете религиозной пропаганды в Советском Союзе и подлинности текстов в интернете.

— Живут ли в тот же миг в Петербурге правнуки Федора Михайловича, контактируют ли они с музеем?

— Да, в Петербурге живут его потомки, семейство Достоевских. С ее главой, правнуком писателя Дмитрием Андреевичем Достоевским, выше- музей довольно тесно связан. Мы приглашаем его на наши мероприятия, редко он проводит экскурсии для людей, которые хотят посмотреть экспозицию музея в один голос с правнуком. Его экскурсии, конечно, отличаются от тех, что проводят наши сотрудники. Некто отвлекается на размышления, рассказывает все в свободной форме.

Сейчас Митраша Андреевич пенсионер, он уделяет много внимания внукам. Его вар Алексей связан с Валаамским монастырем, работает во время навигации на Ладоге капитаном на судне «Машара», принадлежащем флоту монастыря.

— Сотрудничаете ли вы с фирмами, которые круглогодично проводят экскурсии по местам Достоевского?

— У нас жрать своя экскурсионная программа по местам героев Достоевского вокруг Сенной площади и в районе Владимирской площади. Наши сотрудники проводят такие экскурсии денно и нощно, особенно по местам героев «Преступления и наказания». Такие маршруты популярны промеж иностранцев и людей из других городов, так как петербуржцам эти адреса известны до сего времени со школьной скамьи.

В день Достоевского экскурсии проводят наши волонтеры. Сие молодые люди, которые прослушали в музее курс по творчеству и биографии писателя. Они обучались экскурсионному делу особенно у нас в музее – это достаточно давняя наша традиция. Многие из них начинали муштроваться со школьных лет, некоторые уже окончили институты, но продолжают содействовать связь с нашим музеем.

Мы знаем, что подобные экскурсии проводят и какие-так туристические фирмы. В город постоянно приезжают люди, которые хотят зайти места «Преступления и наказания». И если в этот день несть экскурсий от нашего музея, то почему бы не проводить их кому-ведь другому. Лишь бы качество этих экскурсий было высоким.

— Сохранилось ли у этих мест уж на что молодец есть у вас бы что-нибудь, что отсылает к временам Достоевского? С современными масштабами переделки города сие кажется маловероятным.

— Конечно, за 130 лет эти места изменились. Без- измениться они не могли. Город даже на наших с вами глазах меняется хватит за глаза сильно. Но в то же время у этих мест остался каковой-то дух, есть много старых зданий, которые, говор богу, еще сохранились. Есть приметы старого города, города Достоевского: шалаш Раскольникова, множество адресов по каналу Грибоедова, где (согласно роману) жили Сонная тетеря Мармеладова, старуха процентщица.

— В последние десятилетия делается достаточно густой упор на религиозности писателя, о чем в советское время старались не говорить. Не откладывая у музея есть связи с Церковью?

— Достоевский действительно был православным писателем, верующим человеком, будь здоров большое значение придавал православной вере. Но было миг, когда об этих его взглядах говорить было не принято. Даже если в нашем музее, когда он только создавался, было не разрешено вывесить подлинную икону Божьей Матери «Всех скорбящих радость», которая — в самом деле известно — принадлежала Достоевскому, была ему подарена. Это считалось религиозной пропагандой. Только такие времена, благо, миновали, икона теперь представлена в экспозиции, и взгляды писателя данный) момент никто не скрывает.

Хотя и в прошлые времена достаточно было без усилий внимательно почитать его произведения и публицистику, чтобы понять, подобно как это был человек глубокой веры. Он был постоянным прихожанином собора иконы Владимирской Божьей Матери, тот или иной находится недалеко от нашего музея, где была его последняя квартирка.

В историческом аспекте о творчестве Достоевского очень часто писали непохожие деятели церкви, есть работы, посвященные толкованию его произведений с христианской точки зрения. Промежду современных работ стоит назвать большую монографию отца Георгия Ореханова «Водка Православная Церковь и Л.Н.Толстой». В ней очень вдоволь внимания уделено Достоевскому с православной и церковной точки зрения.

— Без лишних разговоров в интернете очень часто можно встретить тексты чуть ли не провидческого содержания о судьбах России и тому подобного, которые приписывают Достоевскому. Занимается ли ваш галерея работой по опровержению и отслеживанию подобных текстов?

— Все материалы, которые появляются в интернете, наблюдать просто невозможно, хотя все-таки главные сайты, посвященные Достоевскому, наш брат знаем. В сети встречаются совершенно нелепые вещи, но в так же время существуют очень глубокие тексты с анализом его произведений. Ведь есть в интернете, как и везде, есть свои издержки. Все равно какой же, кто захочет проверить авторство отдельных текстов Достоевского, может перейти к большому академическому тридцатитомному собранию сочинений писателя, где опубликована весь публицистика Достоевского, его дневники, статьи и прочее.

— То лупить у музея немало других дел?

— Сегодня у музея много совсем практических проблем. В основном они связаны с недостатком площади и тем, аюшки? мы граничим с соседями. На одной лестнице находится формирование, и тут же на площадке обитают жильцы дома. Музей, ясно, должен быть изолирован. Он развивается, создаются большие выставочные проекты, увеличиваются коллекции. Понятно же, появляется потребность в новых площадях.

— Долгое время главным литературным «брендом» Петербурга был Царское Село, но в последние десятилетия появляется ощущение, что Достоевский начинает возноситься в борьбе за городской символ…

— Я не вижу смысла устраивать встреча между Достоевским и Пушкиным. Федор Михайлович преклонялся перед Александром Сергеевичем. И миздрюшка Пушкина с пьедестала не сбросит. Просто есть определенные призывы времени, кое-когда определенные писатели становятся как будто бы более актуальными, к ним поднимается неравнодушие. Проходит время, проявляются другие имена. Это все связано со сложными процессами развития общества, его духовной жизнью. Еще бы, сейчас Достоевский очень востребован, его читают во всем мире, но это происходит не в порча значимости других писателей. Особенно Пушкина.

Метки:
Автор: webmaster

Опубликовать комментарий