Помимо праздников флага и независимости в ближайшие дни украинскому политикуму предстоит отметить еще одну примечательную дату. 25 августа исполняется два с половиной года президентства Виктора Януковича. Пол-срока — уже позади. И что же изменилось в украинской реальности за эти 30 месяцев?
С того момента, как Виктор Янукович принес президентскую присягу в здании Верховной рады, прошло уже почти два с половиной года. И, несмотря на то, что свою предвыборную программу избранник почти 49 процентов украинцев выполнил далеко не полностью, а к достигнутой стабильности у оппонентов нынешней власти остается масса претензий, нельзя не признать существенности произошедших за этот срок изменений. И в первую очередь — изменений политических. Ведь те условия, в которых Виктор Федорович «стартовал», заметно отличаются от существующих сегодня.
Пожалуй, самым ярким преобразованием минувших лет можно считать существенное «перетряхивание» политической системы. Как известно, в феврале 2010 года президент принимал под свою руку парламентско-президентскую республику с проблемами взаимодействия между разными лагерями исполнительной власти. Однако «консервировать» ситуацию времен позднего Виктора Ющенко его преемник не стал.
Первым существенным шагом по изменению политической действительности уже в марте 2010-го стало знаменитое «поштучное» переформатирование коалиции. Благодаря одобренному позже Конституционным судом закону в парламентское большинство смогли вступать отдельные депутаты, что, хоть и не сразу, но навсегда изменило базовые расклады в ВРУ VI созыва. Своевременная смена коалиции позволила парламенту безотлагательно сформировать новое, на тот момент еще коалиционное же, правительство, которое возглавил не слишком популярный, но готовый следовать в фарватере главы государства Николай Азаров. Вслед за этим страну накрыла волна кадровых перестановок в центральных органах власти, местных администрациях, силовых структурах, в ходе которой отныне правящий лагерь расставлял проверенные кадры (немалое число каковых оказалось донбасского происхождения или выучки). В ряде регионов «вертикальный» успех закрепили местные выборы, прошедшие по смешанной системе. А окончательное решение властного вопроса осенью же 2010 предложил Конституционный суд. Мгновенное аннулирование политреформы-2004 законодательно закрепило наметившееся уже перераспределение полномочий. Виктор Янукович получил в полное свое распоряжение инструментарий образца правления Леонида Кучмы, возможности почти единолично решать кадровые вопросы (чему дополнительно способствовал первый этап административной реформы, перетряхнувшей не только Кабмин, но и систему центральных органов) и, за редким исключением, подконтрольный парламент, который утратил большую часть пространства для маневра.
Остальные «околовластные» преобразования стали уже «делом техники», которое теоретически может закрепить анонсированная конституционная реформа. И все же летом 2012-го вопрос о том, каким будет будущее политической системы снова оказался среди дискуссионных благодаря приближению парламентских выборов. Часть флангов оппозиции планирует в случае победы то подготовить закон об импичменте, то выразить недоверие правительству, то существенно откорректировать законодательные реалии, а заодно и — ликвидировать «проштрафившийся» КСУ. Но для того, чтобы поколебать нынешнее положение Банковой, ее противникам нужно завоевать как минимум просто большинство (что может доставить президентской вертикали существенные неудобства даже при сокращенных возможностях парламента), либо уже большинство конституционное, которое и в самом деле могло бы перелицевать отечественную политическую действительность. С другой стороны, если убедительное большинство удастся собрать Партии регионов — то о переменах, не вдохновленных гарантом, Верховой раде, скорее всего, придется забыть…
Несомненное достижение политической стабильности несколько омрачается затруднениями со стабильностью экономической. Виктор Янукович и Николай Азаров встали у руля страны в специфический момент начала выхода из кризиса. И действительно, если сравнивать с показателями предвыборного 2009 года — базовые экономические показатели заметно выправились: ВВП, хоть и не запланированными темпами, но растет, хотя цены на отдельные категории товаров заметно выросли, рост инфляции остается в пределах приличий, а гривна не меняет курс, несмотря на то, что ее «железную» привязку многие экономисты не одобряют. С другой стороны, за годы правления Виктора Януковича бодро начавшееся было сотрудничество с МВФ заглохло на «Нафтогазово-тарифной» почве; Украина продолжает обслуживать солиднейшие госдолги, привлекая новые заимствования; внешнеторговый баланс не так крепок, какхотелось бы; а прирост инвестиций не дотягивается до желаемого уровня. В рейтингах комфортности ведения бизнеса наше государство по-прежнему занимает далеко не почетные места. И хотя Украине удалось успешно провести очень популярный среди болельщиков Евро-2012 — инфраструктурные вложения в организацию чемпионата окупятся нескоро.
Одновременно затеянные новым правительством реформы далеко не всегда приносят ожидаемый результат. К постоянно редактируемому Налоговому кодексу остаются вопросы, новый КзоТ пока так и не был принят, да и дерегуляция, судя по реакции бизнеса, пока не сумела достичь ожидаемого размаха. Еще большие проблемы сопровождают социальные преобразования. За время правления нынешних президента и Кабмина соцстандарты и выплаты успели подрасти. Но первый этап пенсионной реформы вызвал заметные протесты, второй этап — все еще маячит где-то «за горами», а попытки откорректировать систему льгот вылились в возмущения, заметно превысившие масштабами те же «пенсионные» и обернувшиеся в 2011 году трагедией — смертью одного из пикетирующих во время разгона палаточного городка в Донецке. Тем не менее, напоминая о том, что за последний год зарплаты в Украине существенно выросли, глава государства пришел к выводу, что заложенные в предыдущие годы улучшения украинцы еще непременно прочувствуют. «Но большинство украинцев этого не почувствовало. Почему? Потому что улучшения пока не продолжительны во времени. Мы всего год прожили. То есть нужно чтобы социальные инициативы выходили на уровень государственной политики», — пояснил Виктор Янукович 22 августа.
Чтобы на брендовой для предвыборной кампании Партии регионов стабильности поменьше отражались нарастающие негативные тенденции, в правительстве обещают справляться с «рецессией мировой экономики» при помощи «экономических отношений со странами, которые демонстрируют динамичное развитие». В представлении главы Кабмина — это, судя по всему, страны Юго-Восточной Азии и Латинской Америки. Немало надежд правительство возлагает и на наметившиеся зоны свободной торговли — СНГ-соглашение Верховная рада успела недавно ратифицировать, а вот ЕС-соглашение в июле было только парафировано…
Не следует забывать и том, что за два с половиной года для Украины успели заметно измениться и внешнеполитические реалии. Причем не только в сравнении с предыдущим положением дел, но в динамике «при Януковиче». Как известно, после прихода к власти нынешнего президента наше государство официально переключилось на многовекторность кучмовского образца и законодательно зафиксированную внеблоковость, которая, впрочем, не мешает сотрудничать с НАТО по мере необходимости. Но наибольший интерес представляют трансформации в отношениях Украины с Россией и Евросоюзом.
Поскольку последние годы правления Виктора Ющенко руководству РФ «дались» крайне непросто, Кремль приветствовал победу Виктора Януковича на президентских выборах. «Я очень рассчитываю, что с приходом нового президента Украины отношения между нашими странами приобретут качественно иную динамику, станут существенно более близкими, будут основаны на добрых чувствах и прагматизме, будут выстраиваться, исходя из желания огромного количества людей, которые живут в наших странах, дружить, быть вместе…», — делился планами тогда еще президент РФ Дмитрий Медведев. Поначалу без «качественно иной динамики» дело не обходилось — подтверждением чему служит подписание приснопамятного «харьковского пакта» — «Годы для ЧФ РФ в обмен на «газовую» скидку». Однако, несмотря на регулярные встречи на высочайшем уровне и регулярные напоминания о росте дружбы и товарооборота, со временем температура отношений двух государств заметно поостыла. Камнем преткновения остается вопрос пересмотра газовых контрактов 2009 года. Хотя переговоры длятся давно, а «компромисс близок» уже почти год, на деле ситуация крайне неохотно сдвигается с мертвой точки. Украина по-прежнему не спешит подписываться на плотное участие в интеграционных процессах с Россией во главе — и в первую очередь речь идет о Таможенном союзе — хотя за время президентства Виктора Януковича стратегические партнеры успели пережить несколько торговых войн, самой заметной из которых оказалась «сырная». В свою очередь, Россия не спешит ни пересматривать былые договоренности, ни соглашаться на создание трехстороннего (с привлечением ЕС) консорциума по управлению газотранспортной системой Украины. Москва неоднократно намекала на то, что наиболее удобным вариантом для себя видит белорусский сценарий — а не так давно Газпром стал единоличным владельцем «трубы» этой страны.
Помимо похолодания в отношениях с Россией, кризис настиг официальный Киев и по линии евроинтеграции. После того, как за годы правления Виктора Ющенко сотрудничество с Европой осуществлялось более медленными темпами, чем можно было бы предположить изначально, стабилизацию властной системы при Викторе Януковиче в Брюсселе полностью приветствовали. По большому счету, новым украинским властям почти удалось довести начатое предыдущими до логического завершения — подготовке соглашения об ассоциации к подписанию. Этот документ уже был парафирован в марте 2012-го, однако о подписании и тем более ратификации плода многолетних усилий в ЕС сейчас говорят неохотно. Сравнительно скромные масштабы реформ и антикоррупционной борьбы и особенности юридических практик по-украински неоднократно критиковались Западом. Но основная волна возмущения поднялась уже после арестов ряда представителей былой власти и судебных процессов над ними. С течением времени концепция поменялась далеко не в лучшую сторону. «Перспективы отношений ЕС-Украина могли бы быть очень хорошими. Но увы, мы сейчас переживаем очень сложный момент, и ключ к движению вперед в наших отношениях находится в Киеве, не в Брюсселе. Наше предложение — на столе, что видно из парафирование Соглашения об ассоциации. Но фундамента ценностей, необходимого для политической ассоциации, нет», — заявляли в июльском интервью президент Европейской комиссии Жозе Мануэль Баррозу и высокий представитель ЕС по иностранным делам и политике безопасности Кэтрин Эштон. А обеспечивать упомянутый фундамент Киев не спешит.
В силу этого еще одним, хоть и крайне своеобразным, достижением 30-месячного властвования Виктора Януковича можно считать «работу» с непосредственными конкурентами. Так, второй и третий номер президентского забега-2010 практически выведены из высокой политики. Сергей Тигипко отказался от самостоятельности в пользу вице-премьерства, а затем и высокого места в предвыборном списке Партии регионов. А судьба Юлии Тимошенко — общеизвестна. Затяжные аресты, голодовки и болезни находящихся под стражей оппозиционеров, громкие (и местами спорные с «технической» точки зрения) судебные процессы, солидные сроки, лавина уголовных дел и далеко не всегда успешные апелляции — то, что в Европе быстро обозначили как «избирательное правосудие» создало Украине далеко не лучшую репутацию в глазах не только Запада, но и России, с подозрением относящейся к осуждению экс-премьера за договоренности, «соучастником» в которых выступает Владимир Путин. В конце апреля-начале мая 2012-го ЕС всколыхнули фотографии гематом Юлии Тимошенко, полученных ею в колонии. Как известно, поднявшийся скандал привел к частичному политическому бойкоту Евро-2012, а окончательно западный шок закрепило заявление заместителя генпрокурора Рената Кузьмина о том, что против бывшей главы правительства возбуждено уголовное дело за нанесение телесных повреждению сотруднику колонии. В подобной ситуации смягчить поиск общих ценностей мог бы допуск «политических» (по мнению ЕСПЧ) заключенных к парламентским выборам. Но ни Верховная рада, ни ЦИК, ни затягивающая кассации судебная система не предоставили Юлии Тимошенко и Юрию Луценко такой возможности. Благодаря чему выборы в президентство Януковича в Европе уже заранее готовы считать нечестными.
По большому счету, приближающиеся парламентские выборы можно в некоторой степени считать не только проверкой на организационную честность, и замером отношения народа к политике правящего лагеря. Хотя Партия регионов и соревнуется с объединенной вокруг «Батьківщини» оппозицией за лидирующие места в рейтинге, но «удельная» популярность президентской силы невысока. Как, впрочем, и самого президента. По замерам общественных организаций число акций протеста в стране растет. К тому же, в начале правления Виктор Янукович располагал сравнительно неплохим кредитом доверия — с поправкой на сугубо «биполярные» выборы-2010. Согласно соцопросам, в апреле 2010 года его действия полностью поддерживали 40,9 процента украинцев, частично поддерживали — еще 25,4 процента, а полностью не поддерживали — 28,5 процента. За чуть менее, чем два с половиной года ситуация изменилась радикально. По данным совместного исследования социологической службой Центра Разумкова и Фонда»Демократические инициативы», сейчас Виктора Януковича полностью поддерживают лишь 13 процентов респондентов, тогда как не поддерживают — 47.
Стремительное падение доверия народа за несколько лет — для украинских президентов отнюдь не сенсация. И все же неоптимистичные цифры показывают, что, невзирая на все успехи по стабилизации вертикали и выполнение части предвыборных обещаний (пусть даже в стиле «Не совсем нашим и не полностью вашим» как это произошло со статусом русского языка), действия Виктора Януковича находят не такую уж и большую поддержку народа. При этом стоит ожидать, что с приближением дня выборов, избирательная кампания будет все больше радикализоваться по схеме «последнего боя», а, значит, итоговые показатели ПР могут оказаться выше, чем уровень доверия к главе государства (и уж тем более — к правительству, которое полностью поддерживает только 7 процентов опрашиваемых). С другой стороны, в правящем лагере склонны объяснять положение дел в духе упомянутого выше высказывания Виктора Федоровича о зарплатах: сначала нужно было достичь стабильности, а потом — и заживем по-новому. Для этого «по-новому» — с экономическими успехами, заработавшими, наконец, реформами и высокими социальными стандартами у нынешнего главы государства есть еще ровно пол-срока. Если, конечно же, «по-новому» должно коснуться и положения дел в стране в целом, а не одной лишь консервации властной системы, устойчивость которой еще будет проверена выборами.