Высшее образование как диагноз

Дата: 28.08.2012

Высшее образование как диагноз

Украинцы разочаровываются в отечественном высшем образовании. Как свидетельствует статистика, с каждым годом количество желающих получить диплом за рубежом увеличивается в три раза. Кроме того, набирают популярность и дистанционные курсы ведущих университетов мира. Причина разочарования украинцев в отечественных университетах – низкое качество и высокая цена образования.

Go West!

Все больше украинцев разочаровываются в отечественном высшем образовании. Об этом свидетельствуют, в частности, данные образовательных агентств, помогающих школьникам выбрать программы обучения в Европе. По информации этих агентств, каждый год количество желающих учится вдали от Родины увеличивается в три раза. Эту новость можно было бы списать на рекламную кампанию данных организаций. Однако результаты вступительной кампании и официальные данные Министерства образования и науки, спорта и туризма подтверждают то, о чем говорят бизнесмены. В этом году 91 украинское высшее учебное заведение не получило ни одного заявления на поступление. В Минобразовании тоже подтверждают большое количество украинцев, выехавших на учебу заграницу. Правда, чиновники подчеркивают, что их данные говорят о тех, кто едет за рубеж в соответствии с договоренностями, заключенными ведомством. «На сегодняшний день для обучения за границу по линии Министерства образования и науки, молодежи и спорта каждый год выезжает около 18-20 тысяч студентов», — отметил еще в июле этого года начальник управления международного сотрудничества Минобразования Андрей Божков. Он подчеркнул, что студенты выезжают в другие страны в рамках межвузовских, межведомственных и межгосударственных соглашений,  а также в рамках госпрограммы по обучению украинских специалистов за рубежом. В то же время, директор Государственного института семейной и молодежной политики Андрей Мишин отмечает, что около 90% выезжающих на обучение за границу украинцев возвращаются на родные земли. Однако 10% остается. В их числе не только нашедшие на чужбине «вторую половинку», но и, прежде всего, представители талантливой молодежи, которые не видят для себя перспектив дальнейшего развития в Украине. Кстати, в некоторых европейских государствах украинцы не только не заплатят за образование, но и смогут получать достойную стипендию.

Для тех, кто по тем или иным причинам не может поехать на обучение заграницу, есть хорошая альтернатива. В последнее время набирают популярность дистанционные курсы. Пожалуй, один из наиболее популярных – Coursera. Этот онлайн-ресурс предлагает дистанционные курсы ведущих университетов мира, например – Гарвардского университета и Массачусетского технологического института. Помимо этого, есть и такие платформы, как Udacity и ЕdX. В отличие от Coursera, здесь преобладают дистанционные курсы по техническим и точным наукам, да и график работы мягче. Для тех же, кто работает и подчас не может следовать графикам, есть другая прекрасная возможность – раздел Youtube под названим Edu, на котором размещены лекции ведущих ученых. Безусловно, курсы пока не заменят полноценного обучения на стационаре в западных университетах. Однако они являются более гибким и, главное, доступным, инструментом. Кроме того, есть такой немаловажный фактор, как цена. Упомянутые платформы – бесплатны. Для украинцев – это существенное преимущество. Кроме того, ограничений по набору не существуют. Ведь оканчивают эти курсы далеко не все. На Coursera – наиболее популярной платформе – достаточно жесткий график и серьезные задания для самостоятельной работы. В итоге, получить заветный сертификат об окончании курсов может приблизительно одна десятая из тех, кто на них учится. Однако это не отпугивает украинцев, особенно желающих работать в IT сфере. Ведь сами знания, которые будут получены в результате сотрудничества с ведущими учеными мира, бесценны. Особенно на фоне того, что и как преподают в отечественных университетах, ни один из так и не был замечен среди первых в признанных международных рейтингах ВУЗов. Кроме того, у обучения через Интернет и обучения за рубежом есть еще одно серьезное преимущество – они (особенно первые) гораздо доступнее отечественного высшего образования.

Недоступное ВО

Эта вступительная кампания, помимо около сотни «простаивавших» ВУЗов, отметилась не только привычными скандалами, но и новым «улучшением». Расширили количество категорий «льготников» при поступлении в ВУЗы, добавив к ним детей шахтеров и лиц, имеющих стаж подземной работы до трех лет. Это было сделано в разгар вступительной кампании. «Расширение перечня льготных категорий абитуриентов по профессиональному признаку не добавляет справедливости процессу отбора студентов для обучения за бюджетные деньги», — цитирует ZN.UA президента Международного фонда исследований образовательной политики Тараса Финикова. И действительно, что делать, например, с детьми представителей других опасных профессий? А чем хуже дети тех, кто выполняет важную для экономики страны работу? Примечательно, что такая мера бъет не только по «обычным», «не льготным» абитуриентам, но, в первую очередь, по тем «старым льготникам» – сиротам, инвалидам. Конкуренция среди «льготников» теперь только возросла. Такие меры отпугивают абитуриентов от отечественных ВУЗов.

С другой стороны, с каждым годом происходит постепенное возвращение вступительных экзаменов в ВУЗы. Правда, это возвращение сопряжено с коррупционными скандалами, когда оказывается, что темы для «испытательных заданий» не понятно каким образом попадают в продажу, или на этих заданиях «срезаются» превосходившие своих конкурентов по результатам ВНО студенты. Еще одной проблемой является учет среднего балла аттестата. Это мера несправедлива и даже опасна: во-первых, нагрузка, уровень подготовки и, соответственно, требования в хорошей киевской гимназии и лицее существенно отличаются от нагрузки, уровня и требований в школе где-нибудь на периферии, где не всегда хватает педсостава. Во-вторых, в школах увеличивается поле для коррупции. Ведь теперь любая оценка учителя повлияет на возможности будущего абитуриента. Несовпадение результатов внешнего независимого оценивания и среднего балла аттестата в последние годы красноречиво свидетельствуют о назревшей проблеме подобного рода. В-третьих, усвоить все знания на «отлично» по-настоящему может очень мало учащихся. Гуманитарии «по духу» преуспевают в гуманитарных науках, «прирожденные технари» – в физике и математике.

Но даже поступив в отечественный ВУЗ теперь уже студент не может быть уверен, что он получит качественные знания. Украинские университеты на вершинах мировых рейтингах не замечены. Причина – скудное финансирование. Это отражается не только на материальной базе ВУЗов, но и на качестве преподаваемых дисциплин. Из-за ограниченности в финансах университеты набирают как можно меньше преподавателей. Примечательно, что педагогическая нагрузка на одного украинского доцента – 900 часов – является беспрецедентно высокой в Европе. Случается, что человек читает пять разных дисциплин. С учетом того, что помимо педнагрузки, преподаватель должен «давать» научные показатели и нести на себе бремя «общественной нагрузки» (по факту – работать бесплатно), количество времени, затраченного на подготовку к парам, изучение новых материалов по предмету, ничтожно. В результате – лекции, прочитанные чуть ли не по материалам «Википедии» или по материалам, возраст которых исчисляется годами. Еще до начала вступительной кампании 2012 года отечественные работодатели раскритиковали качество отечественного образования. «Сейчас большая проблема — система образования не дает понимания современного бизнеса. Знания, которые даются университетами, устарели», — отметила в мае на круглом столе в Институте Горшенина главный специалист по найму рабочей силы концерна «НИКО» Оксана Чаленко. Подобные претензии у работодателей не только к бизнес-образованию. Особенно удручающее положение в гуманитарных науках. Однако это не мешает задирать цены на эти специальности. К примеру, в некоторых технических ВУЗах первой десятки стоимость обучения журналиста выше, чем специалиста в области компьютерной безопасности. Еще один бич отечественного образования, связанный с недофинонсированием — готовность все прощать «контрактникам». «Они нас кормят», — одна из установок на некоторых кафедрах и в ВУЗах. В результате «контрактники» получают зачастую «липовые» удовлетворительные оценки.

Наличие международных бесплатных университетских курсов и грантов на обучение заграницей – не только возможность для украинских абитуриентов. Это еще один путь для «утечки мозгов». Минуя рекрутеров западные страны, и ВУЗы в частности, всего лишь при помощи интернета получили блестящую возможность находить и переманивать перспективных молодых украинцев. В таких условиях говорить о будущем «развитии науки», «успехах в экономике» не представляется возможным.

Метки: Высшее, диагноз, образование,
Автор: admin

Опубликовать комментарий