Затяжное выяснение: признавать или не признавать результаты выборов в самых проблемных округах — обнажило любопытный юридический казус. Право назначить спорные с точки зрения буквы закона перевыборы ЦИК адресовала парламенту. А парламент, долго не раздумывая, вернул эту непростую по нынешним временам обязанность в Центризбирком.
«Перевыборный» список
Затяжное выяснение результатов выборов в ряде скандально прославившихся округов за последние несколько дней вышло и из-под внятного контроля, и, по словам наблюдателей, за «грань добра и зла». Реалиями итогового этапа выборов оказались сеансы силового противостояния на территории комиссий, пропадающие члены избиркомов, перетягивание пакетов с бюллетенями, стычки с «Беркутом», неожиданные судебные решения и отмена результатов голосования по выгодному для отдельных кандидатов числу избирательных участков. Такой контраст со сравнительно спокойными первыми днями породил ожидаемую реакцию. Запад выказывает все большую обеспокоенность, оппозиция выводит сторонников на улицы, а власть продолжает придерживаться мнения «Не было системных нарушений!». И все же отсутствие результата: в случае одних округов — вызывающего доверие, в случае других — вообще какого-либо) — автоматически требовало решительных действий хотя бы от ЦИК. Но события последних дней показали, что с такой ответственностью в Центризбиркоме не хотели бы связываться безропотно.
На протяжении нескольких дней разные члены Центральной избирательной комиссии в той или иной форме намекали, что не прочь одновременно и закрыть тему, и умыть руки. «Я считаю, что ЦИК ни в коем разе не должна касаться того мусора, который нам сейчас предлагают взять в качестве документов, свидетельствующих о волеизъявлении граждан. И если государство Украина примет документы с этого округа в качестве протоколов волеизъявления граждан, то можно считать, что этого государства не существует», — эмоционально описывала протокол по «засухинскому» округу №94 заместитель главы ЦИК Жанна Усенко-Черная. Затяжная тяга комиссии к образцово-показательной чистоплотности породила порыв оппозиционеров не признавать результаты проблемного голосования и/или отправить страну на перевыборы при помощи отказа то ли от присяги, то ли от уже выигранных мандатов. В подобной ситуации предложение главы Центризбиркома Владимира Шаповала заново организовать мажоритарные выборы на спорных территориях, если на то согласится парламент, на первых порах могло показаться удобоваримым компромиссным вариантом. Но все же решение ЦИК обратиться с подобной просьбой к парламенту им так и не стало.
Фактически в своем решении Центральная избирательная комиссия расписывается в невозможности установить итоги выборов в сложившейся ситуации. «По результатам проверок, изложенных в обращениях, поданных в ЦИК фактов, видится невозможным достоверно установить результаты волеизъявления избирателей по избранию народных депутатов Украины в части одномандатных избирательных округов — №№ 94, 132, 194, 197, 223, что дает основания считать, что выборы народных депутатов Украины в указанных округах проведены без соблюдения требований Конституции Украины и законов, принципов и основ предвыборного процесса», — говорилось в документе.
Перечень «самых проблемных» у ЦИК вышел своеобразным. Согласно ее мнению, перевыборы должны пройти не только в округе №94, где после «судебного» пересчета победа ушла в руки «регионалки» Татьяны Засухи; первомайском округе №132, где отличились и суд, и «Беркут», и округе №197, где с громким скрипом выиграл Богдан Губский, но и в округе №194, где с заметным отрывом побеждал оппозиционер Николай Булатецкий, а, пожалуй, главной проблемой стало исчезновение руководства ОИК, и в знаменитом «левченко-пилипишинском» округе №223, где результаты выборов еще даже не были подведены. При этом в Центризбиркоме уверили, что перечень проблемных зон может быть и неокончательным. «Это решение не исчерпывающее. Это только начало. Есть еще округа № 11, 14, 20, 90. Таких округов по Украине достаточно много. И вопрос сегодня абсолютно не закрыт», — объясняла вечером 5 ноября Жанна Усенко-Черная. Но даже к первой волне перевыборов, как выяснилось, и оппозиция, и парламент в целом отнеслись совсем неоднозначно.
Проблемы ЦИК парламент не волнуют
Первый порыв поприветствовать решение ЦИК у собравшихся под зданием комиссии оппонентов правящего лагеря быстро сошел на нет. «По тем округам, где у нас есть мокрые протоколы, то есть, по тем округам, где у нас есть бесспорные доказательства того, что наш кандидат победил, мы будем подавать иск к ЦИК, на решение ЦИК в отношении перевыборов, с требованием отменить данное решение и принять решение, по которому определить кандидата от оппозиции таким, что победил на соответствующем округе», — объяснил позицию коллег Арсений Яценюк. «По 13-и округам — пересчет, а там где не будет достаточных данных, там мы готовы идти на перевыборы», — уточнял он ранее.
Однако убежденность оппозиционеров в том, что с перевыборами нужно либо пока не спешить, либо уже придать им всеобъемлющий характер (с очередным предложением переизбраться по чистой «пропорционалке» с открытыми списками выступил УДАР) разбилась о парламентские реалии. Верховная рада, в любом случае, повела себя в непростой ситуации примечательно.
Первая реакция правящего большинства на сложную задачу однозначностью не отличалась. «Если невозможно установить результаты выборов, то назначаются повторные выборы по этим округам, а в какие сроки — это определяться будет парламентом в зависимости от того, когда будут поданы Центральной избирательной комиссией материалы в парламент», — считал вечером 5 ноября глава фракции ПР Александр Ефремов. Но к утру 6-го «большевики» пришли к выводу, что возлагаемая на них обязанность назначить перевыборы (действительно четко не прописанная в законе), не стоит того. «ЦИК приняла постановление, которое абсолютно не корреспондируется с действующим законом о выборах народных депутатов и с полномочиями ЦИК», — возмутился Владимир Литвин. В итоге, в ходе утреннего заседания ВРУ создала временную следственную комиссию по «окружному» поводу и приняла постановление, в котором рекомендовала Центризбиркому самостоятельно разбираться с положением дел. «Повторно, в соответствии с ее полномочиями и законом о выборах народных депутатов, изучить материалы по установлению результатов очередных выборов народных депутатов Украины в так называемых проблемных одномандатных избирательных округах», — гласил совет нардепов членам комиссии. Но долго придерживаться именно этой позиции парламентарии не стали. Позже они решили принять новое постановление, которое во время вечернего заседания и рассмотрели по сокращенной процедуре.
В промежуточном итоге парламентское большинство 268 голосами (с примкнувшими 3 «нунсовцами», не чуждых провластным симпатиям) приняло специфическое соломоново решение, которое кратко можно сформулировать так: если ЦИК нужны повторные выборы, пусть ЦИК их сама и назначает, а Кабмин — поможет материально. Торжественно вернув ответственность за происходящее Центральной избирательной комиссии, парламентарии на некоторое время избавили себя от головной боли, а заодно — помогли правящему лагерю сохранить лицо «Да-да, мы за демократию!». Но что с таким подарком будет делать ЦИК и как обстоятельства будут развиваться в дальнейшем — предсказать крайне затруднительно.
На сегодня ключевой проблемой решения, которое на двоих с трудом принимают ВРУ и Центризбирком, является серьезная лакуна в законодательстве. Формально Верховная рада в самом деле не может назначить выборы, как того хотели члены комиссии. Но и члены комиссии крайне ограничены в маневре. Согласно действующему закону о выборах нардепов, те самые повторные выборы, с которыми Рада советовала самостоятельно разобраться ЦИК, можно назначить только в двух случаях: если избранный мажоритарщик «не принял депутатский мандат» или если выборы в округе были признаны такими, которые не состоялись. Несостоявшимися, в свою очередь, могут быть только те выборы, в которых либо вообще никто не баллотировался, либо принял участие только один кандидат, так и не набравший больше половины голосов. Какими бы специфическими ни были ситуации в проблемных округах, технически они заявленным критериям не соответствуют. Что и готовы подчеркнуть в ЦИК. «Назначить и провести повторные выборы, не нарушив закон и Конституцию, без дальнейших решений парламента и правительства комиссия не сможет», — предупреждает член комиссии Михаил Охендовский. А заместитель главы ЦИК Андрей Магера рассказал, что ставить «точку» он и его коллеги не спешат.
Опыт «третьего тура» в 2004 году показывает, что при острой необходимости украинские власти способны создавать прецеденты, «разруливающие» спорные вопросы. Однако в 2012-м Верховная рада пока не продемонстрировала острую готовность срочно отредактировать несовершенное законодательство. И если этого так и не произойдет, любые действия ЦИК теоретически могут быть оспорены. Кроме того, само по себе решение разобраться с проблемными округами исключительно через перевыборы может быть воспринято неоднозначно. Что, собственно, и показала реакция оппозиции. Зато, при всех спорных моментах, представители власти могут расценивать как свою высокую готовность к компромиссу, хотя зачастую не их соратники являются пострадавшей стороной.
Помимо этого стоит учитывать, что убежденность ЦИК и ВРУ в необходимости провести именно повторные выборы, а не, скажем, повторное голосование (оснований для которого, в принципе, нет, но ведь и для выборов — тоже) серьезно затягивает подведение окончательных итогов парламентской кампании. Сама по себе «повторная» кампания длится 60 дней. А запускать ее Центризбирком может еще месяц. Таким образом, избрание, как минимум,пятерых депутатов рискует затянуться до глубокой зимы. При этом, с одной стороны, оппозиции следует готовиться к потенциально очень непростым точечным выборам (впрочем, эксперты допускают, что в случае объединения усилий «меньшевики» могут оказаться на коне). С другой стороны, многое зависит от самой по себе готовности оппозиционеров, которые сейчас обратились-таки в суд, признавать или не признавать выборы. А, значит — и затевать ли кампанию «Откажись от мандата» целенаправленно и пораньше, ждать с присягой, пока все эти мандаты будут распределены, или пытаться решить проблему еще каким-либо способом.