Сегодня — 9 дней со дня гибели гонщиков Сергея Чекашкина (ЧеГевара) и Ярослава Сорокина. Напомним, почетный президент Киевской федерации драгрейсинга, начальник департамента в Минэкономразвития и фотограф команды DRAG.UA разбились в уличной гонке на Бориспольской трассе в ночь на 23 сентября. По этой аварии сейчас идет следствие. Предварительно известно, что Чекашкин, который был за рулем «Доджа» (Сорокин сидел рядом), превысил скорость и не справился с управлением. Зрители смертельной гонки говорят, что его соперник, — владелец «Феррари», чье авто тоже пострадало, — уехал с места ДТП. В эту пятницу друзья погибших в память о них планировали устроить пробег по ночным улицам. Но гонщиков было немного, а милиции — хоть отбавляй, и потому акцию перенесли. В итоге решили провести 6 октября на «Чайке» кубок Киева по драгрейсингу, посвященный Сергею и Ярославу. Сорокину было всего 24 года, и большую часть жизни он посвятил гонкам, работал на автодроме «Чайка», входил в число организаторов гонок. «Его знал каждый, кто приезжал погоняться — перед стартом ему жали руку», — рассказывает ведущий гонок Дмитрий Сауцкий. Сейчас в помощь его матери собирают деньги. «Была интернет-рассылка с номером карточки мамы Ярослава. Специально «шапку» не пускали, а кто сколько мог — переводили деньги», — вздыхает Дмитрий. ЗАКОНЫ И «КРЫША». Смерти гонщиков сильно сказались на всей тусовке любителей погонять. «Сейчас столько шумихи, вряд ли кто-то будет ездить. Наверное, уже аж весной, ведь зимой холодный асфальт», — говорит Виктор, владелец собранной вручную 2-литровой «Лянчи». Впрочем, и без шумихи тусовка рейсеров — довольно закрытая и живет по своим законам. Как рассказывают гонщики, вступить в их клуб можно через соцсети, но там никогда не будет объявления о месте и дате заезда. Вся информация — по смс или почте. «Встречаемся, сбрасываемся своим гаишникам, чтобы те на какое-то время нас не трогали, и наши ребята в жилетах выходят и перекрывают небольшой отрезок трассы, от 402 метров до километра. Гаишникам даем где-то 500 гривен, в итоге с одной машины получается 5—20 гривен, ведь приезжает около сотни гонщиков», — рассказывает гонщик Антон. Правда, в ГАИ категорически отрицают, что каким-то образом причастны к гонкам. «Мы, наоборот, выявляем места, где устраивают эти сборища, и высылаем туда дополнительные патрули», — сказали нам в ГАИ. В основном гонщиков можно увидеть по ночам на проспектах Победы, Воздухофлотском, Бажана, Бориспольской трассе, ул. Васильковской и… на недостроенном Подольском мосту. «На мосту дали 20 гривен охране — и катайся. Бывает, на Ирпенскую окружную выезжаем. Правила же просты: не заезжать на полосу своего соперника и максимально быстро проехать заданный участок», — говорит Антон. КТО ГОНЯЕТ. По словам рейсеров, тянет пощекотать нервы в основном тех, кто раньше жил на постоянном адреналине. «Я — бывший ВДВшник, прыгал с парашютом. Где мне сейчас этот адреналин брать?» — говорит гонщик Иван. Он признается, что на обычной улице может взглядами переброситься с водителем незнакомой машины — и устроить гонки: «Вот даже сюда по Бажана ехал, «зацепился» с какой-то «Мицубиси». Топили по проспекту за 200». Его поддерживает Антон. «Это дикий азарт, жажда скорости. Но после смерти ЧеГевары я ездил не больше 70 км», — говорит Антон. «Часто с нами катаются и молодые гаишники, — добавляет Иван. — Они днем с жезлом на дорогах стоят, а вечером по «гражданке» гоняют с нами». По словам гонщиков, есть среди них также работники мэрии, прокуратуры, следователи из главка милиции, а также клерки из разных министерств. СТАВКИ. Некоторых тянет на гонки не только адреналин, но и возможность заработать, ведь ставки на победу могут достигать тысячи гривен. «Хотя многие даже бесплатно ездят. Сюда больше половины приезжают просто проверить свою машину. После этого в гараже ты сидишь и думаешь, что еще в нее впихнуть, чтобы это корыто развивало скорость больше 300 км», — продолжает Антон. По словам гонщиков, ДТП случаются редко. «На моей памяти только несколько маленьких столкновений произошло. Помню, у меня на скорости 250 км на проспекте Победы отказали тормоза. Впереди обычные машины едут. И тут парень, с которым я соревнуюсь, обгоняет и тормозит меня своим задним бампером», — вспоминает гонщик Виктор. СТАВКИ ЗА 5 МИНУТ — 15 ТЫСЯЧ ДОЛЛАРОВ Официальные гонки проводят на автодроме «Чайка» еженедельно по пятницам или на кубок Киева и Украины. «Здесь во время соревнований даже скорая и пожарные дежурят, а трек огражден», — рассказывает ведущий гонок Дмитрий Сауцкий. Для участия в кубковых соревнованиях авто делятся на разные классы — по объему двигателя, типу привода и т. д. А еженедельная пятничная гонка — полупрофессиональное соревнование. «Приезжают обычные люди, которые могут погонять и проверить свое авто на профессиональном треке. За участие нужно заплатить 70 грн. Из этих денег выплачивают зарплату сотрудникам. И часто денег на это не хватало, а потому покойный Чекашкин лично покрывал эти расходы. Гонщик — это особое состояние души, многие это делают на интерес. Главное, потом увидеть свое фото в интернете, почитать, что обсуждают», — говорит Дмитрий. На «Чайке» владелец авто получает регистрацию, гоняет любое количество заездов, по окончании — фотоотчет в интернете. Есть призовой фонд от спонсоров. «Раньше мы вообще гоняли на шлемы соперников. У меня, например, их несколько», — продолжает Дмитрий. Однако, как рассказал нам один из известных гонщиков, после официальных гонок на «Чайке» некоторые едут гонять по улице. «Мы ни у кого разрешения не спрашиваем. После официальных гонок собираются пару друзей, берут «секундантов», оператора, нескольких ребят в оранжевых жилетках и с жезлами. 5 минут и выигрыш в кармане — $5—15 тыс. Обычные автомобилисты и не успевают заметить, что это была гонка», — говорит гонщик. «НЕ ЗНАЛИ, ЧТО ЧЕГЕВАРА ЧИНОВНИК» «За редким исключением гоночная общественность не знает, кто чем занимается, или не вникает в подробности, у нас это не принято обсуждать, — говорит Дмитрий Сауцкий. — Ведущие гонщики Украины — люди, которые изначально неплохо зарабатывают, у многих имеются свои тюнинговые станции. У них есть свои клички («навесы»). Паша Толстый (Павел Парель) строит авто и занимается бизнесом. Пад — один из депутатов. В двух частях одного движения одних и тех же людей называют по-разному. У меня, например, два прозвища. Изя-клапан — меня так назвал когда-то мой дядя, тоже гонщик со стажем, за то, что я, прикалываясь, говорил с еврейским акцентом. У меня гоночный автомобиль «Белый Адольф». В другой части компании называют меня Спрайтом. Есть Вова Масяня — очень добродушный человек, весом под 120 кг. Но никто не бравирует своими должностями и связями — многие сначала пришли в гонки, а потом уже чего-то добились. Вот, например, покойный ЧеГевара. Многие даже не знали, что он чиновник такого уровня. Он был для всех просто очень хорошим и добрым парнем, который многим помог».
ЧеГевара. Спонсировал гонки
Говорят, что участвуют даже гаишники и работники мэрии, а «крыше» платят 500 гривен
При подготовке статьи были использованы материалы: www.segodnya.ua