Ветераны сцены увидели современный театр на фестивале "Территория"

Дата: 12.10.2012

Ветераны сцены увидели современный театр на фестивале "Территория"

МОСКВА, 12 окт — РИА Новости, Анна Банасюкевич. Документальный проект молодого режиссера Дмитрия Волкострелова показали в четверг в Доме ветеранов сцены им. А.А. Яблочкиной в Москве в рамках фестиваля «Территория».

Фестиваль «Территория» проходит уже в седьмой раз — за свою историю он несколько раз проводился в других городах России, в том числе, в Перми и Казани. Но теперь фестиваль-школа, главная цель которого — не обычный смотр спектаклей, а помощь молодым творческим людям в освоении контекста, — возвращается в Москву.

«Территория» стартовала в столице с 8 октября на базе Театра Наций. Председателем оргкомитета и арт-директором фестиваля является актер и худрук театра Евгений Миронов.

Эскизные режиссерские работы, читки, разовые показы — лабораторные формы, в последние годы получившие широкое распространение на различных театральных фестивалях России. Именно в таких формах часто рождается новое, интересное. На «Территории» читки современных текстов проводят с 2006 года, помещая тексты молодых драматургов в разные общественные, не предназначенные для театра места — каток в торговом центре, парк, какой-то памятный дом.

В этом году подобным опытам посвятили целую программу, которую курирует режиссер Марат Гацалов. В рамках программы «Живые пространства» на «Территории» работают несколько молодых драматургов и режиссеров, чьи имена уже знакомы театралам. География «Живых пространств» — это конференц-зал Министерства культуры, плацкартный вагон поезда на Казанском вокзале и московский Дом ветеранов сцены при СТД на Шоссе энтузиастов.

Задача программы — соединить театральный текст со специфическим пространством, обладающим своим контекстом и историей. Из таких странных пересечений рождается новое — что-то, что способно обновить театральный язык, открыть в текстах новые смыслы.

Дом ветеранов сцены расположен на территории Измайловского парка. Первое «убежище для престарелых артистов» здесь было создано еще до революции, а в 60-е выстроили новое здание. Тут проживают одинокие люди, прослужившие сцене много лет.

Режиссер Дмитрий Волкострелов прославился как авангардист и экспериментатор, черпающий свое вдохновение в текстах радикальных драматургов Ивана Вырыпаева и Павла Пряжко. Их произведения невозможно решить старыми сценическими приемами, они требуют новых поисков, иного существования актера.

Волкострелов, как и другие участники программы «Живые пространства», погрузился в контекст предложенного ему места. Судя по результату, показанному в четверг на небольшой старой сцене Дома ветеранов, текст и форма эскиза были подсказаны режиссеру стенами и атмосферой места и родились из самого процесса общения со здешними обитателями.

Прелюдия 40-минутного спектакля — серия фотографий, которую демонстрируют на большом экране: здесь внимательно и подробно запечатлены невзрачные, на первый взгляд, детали местного быта. Фотографии знаменитых артистов по стенам, разрушающийся памятник Горькому в осеннем парке, объявления на доске с расписанием регулярных проветриваний, с рекомендацией не дергать сильно за створки дверей и складывать окурки в карман. Комната досуга, стенгазета, афиша чайного клуба, выставка живописных работ ветеранов. Термометр на стене, на котором где-то плюс двенадцать. В зале сидели студенты-участники фестиваля «Территория» и сами ветераны. От разных реакций на видеоряд складывалась особенная, интимная атмосфера — как будто ты вошел в чужой дом, где уклад созидался годами.

Фото-прелюдия сменяется текстом, который исполняет сам Волкострелов, стоя у микрофона в наушниках. Он как будто транслирует реплики из другой, параллельной реальности. А на экране — видеозапись его разговора со стариками, дискуссии о театре. В этом обрывочном тексте — очень многое. Про историю театра, про безвозвратно ушедшее прошлое, про уходящую культуру и про трагедию непонимания — про то, как одновременно существующие поколения не могут услышать, понять друг друга — не идеологически, не эстетически. Эти рассказы о школе, о Станиславском, о системе, о том, как раньше следили за дикцией, завораживают, но из простого интеллигентного, хоть и обостряющегося порой спора рождается ощущение чего-то непоправимого — какого-то трагического разлома и раскола в культуре, в самом ходе истории.

Актриса «Студии театрального искусства» Мария Шашлова присутствует в представлении с самого начала — на первых порах только на экране: молчаливая молодая девушка осматривается в комнатке со старыми стенами, разглядывает стенгазету, старый рояль, кресла. Потом раздвигает занавес, и мы видим ее уже в зале. Она проходит на сцену, чтобы прочитать текст — текст из статьи Питера Брука, вспоминающего о встрече с Гордоном Крэгом. С великим реформатором сцены Крэгом, одержимым чудаком, доживавшим свой век в семейном пансионе на юге Франции. Стоило из текста убрать имя, географические названия, и эта история поразительным образом вписалась в атмосферу Дома ветеранов.

И если раньше Дом ветеранов казался просто социальным учреждением, то после показа это место кажется отдельным островом, случайно заброшенным временем в шумную, быструю Москву.

Дмитрий Волкострелов в 2007 году окончил Санкт-Петербургскую академию театрального искусства, курс Льва Додина. Работал актером в Малом драматическом театре, участвовал во многих режиссерских лабораториях и фестивалях современной драматургии. Создатель Санкт-Петербургского театра Post. Среди режиссерских работ: «Июль» по Ивану Вырыпаеву, «Заперта дверь», «Хозяин кофейни» и «Я свободен» Павла Пряжко, «Shoot/Get Treasure/Repeat» (совместно с С. Александровским) по Марку Равенхиллу.

Опубликовать комментарий