Валерий Хорошковский: Приобщаемся к европейскому административному пространству
Сложные и противоречивые процессы в экономике, политике и национальном сознании происходят в Украине уже давно. Важной предпосылкой успешного преодоления кризисных явлений, достижения экономического и культурного процветания, укрепления сотрудничества между государством, деловыми кругами и широким гражданским в целом является становление гражданского общества. Нам очень нужна демократическая консолидация европейского уровня, которая имеет целью формирование толерантности, уважения прав человека, умение преодолевать стереотипы и находить компромиссы. Свое видение этих процессов в интервью изданию «Урядовий кур’єр» изложил первый вице-премьер-министр Валерий Хорошковский.
Как известно, главное назначение правительства — стимулировать общественное развитие. Реализует ли отечественная исполнительная власть эту задачу? Что, по вашему мнению, существенно ускорит этот процесс в нашем государстве?
— Движение вперед и перемены к лучшему — это главный закон жизни, который касается и человека, и общества, и всей страны. За последние двадцать лет Украина изменилась кардинально. Но пока это промежуточный результат на пути к европейскому и демократическому государству.
Общественное развитие в нашей стране имеет два основания. Мы выбрали курс на европейскую интеграцию. Прежде всего, это выбор стандартов жизни и ценностей. Определили большой объем задач с целью приближения к европейским нормам. Это касается адаптации законодательства, осуществления реформ в энергетическом, социальном и экономическом секторах, улучшения инвестиционного климата, открытости органов государственной власти и так далее. Правительство работает по каждому из этих направлений и, убежден, такая системная и целенаправленная работа обязательно даст результат.
С другой стороны, люди сами инициируют изменения в государстве, в частности, через избирательное право. Убежден, что парламентские выборы, которые вскоре состоятся, будут честными и демократическими и дадут толчок для нового этапа преобразований в стране.
Что вы вкладываете в европейское понятие «государство для граждан, а не для чиновников»? Как побороть внутреннее сопротивление чиновничества к реформам? Чем мотивировать приход на государственную службу талантливой молодежи, людей с чистыми мундирами?
— Украина равняется на европейские нормы и стандарты, в том числе и в вопросах государственного управления. Административная реформа, которую мы совершили, уменьшила количество государственного аппарата, но функции органов государственного управления фактически остались без изменений. Поэтому правительство продолжит работу в этом направлении. Человек должен чувствовать себя защищенным и уверенным. Задача государства — дать гражданину это чувство.
Правильным и своевременным подходом считаю привлечение молодежи к государственному управлению. Молодые специалисты имеют новое, не заштампованное, мышление. Другое дело, что применение новых идей не должно означать отказ от предыдущего опыта, иначе мы можем повторить ошибки, которые уже когда-то сделали.
Электронное управление — визитка любого европейского государства. Почему отстаем мы?
— Электронное управление — организация качественно новых форм общения граждан и власти путем предоставления доступа к государственным информационным ресурсам. Это возможность получения административных услуг в электронной форме, обращения к должностным лицам через интернет в любое время. При этом речь фактически идет о переходе к новому типу государства, а не об изменении существующей модели государственного управления путем информатизации.
Внедрение электронного управления — это не просто переход от бумажного документооборота к электронному, а прежде всего изменение организации работы правительственных структур. Бесспорно, сегодня в Украине осуществляются реальные меры по формированию правовых, научно-технических, технологических условий для внедрения электронного управления.
В то же время, мы немного отстаем от ведущих стран мира. Это связано с отсутствием единой инфраструктуры между органами государственной власти, с помощью которой осуществлялся бы эффективный информационный обмен; отсутствием единого подхода к применению инструментов и механизмов организации и координации деятельности государственных органов в сфере информатизации; низким уровнем осведомленности государственных служащих, представителей местного самоуправления и граждан по существу и преимуществ электронного правительства.
Но правительство определило это направление развития как приоритетное. Это означает, что шаг за шагом мы будем делать необходимые действия для того, чтобы изменить философию отношений между гражданином и властью.
Коррупция в государственном управлении — самый большой раздражитель общества. Отразится ли внедрение электронного управления на уменьшении коррупции?
— Коррупция — это своеобразная ржавчина, которая проникла во все структуры государственной власти. Поэтому борьба с ней должна быть системной.
Переход к электронному управлению означает получение гражданином услуг электронным путем. Чиновник уже не будет связующим звеном между гражданином и органом государственной власти, то есть человеку просто не кому и не за что будет давать взятку.
Система электронного управления не только будет способствовать осуществлению внутренних трансформаций внутри страны, но и станет действенным механизмом в борьбе с коррупцией.
Валерий Иванович, а когда следует ожидать реестра государственных услуг, то есть когда Украина присоединится к единому европейскому административному пространству?
— В условиях развития электронного управления главная задача государства — обеспечить предоставление гражданам и субъектам предпринимательской деятельности административные услуги в электронной форме. Создание и внедрение перечня административных услуг станет значительным шагом государства на пути к усовершенствованию процедуры предоставления таких услуг.
Сегодня мы уже имеем единый государственный справочник, где находится информация о субъекте предоставления административной услуги, размер платы за ее предоставление (в случае предоставления услуги на платной основе), результат ее предоставления, нормативно-правовые акты, согласно которым предоставляется услуга, определяются порядок, условия и размер платы за ее предоставление, стандарт услуги.
И такой перечень еще не соответствует определению реестра как базы данных и не способствует предоставлению органами государственной власти административных услуг в электронной форме. Минэкономразвития необходимо принять меры с целью создания полнофункциональной базы данных, понятной для граждан.