В Одессе грядет повышение цен на маршрутки и новый "комфорт"
Одесситы прошлись маршем по Дерибасовской и устроили митинг под зданием мэрии — в знак протеста против повышения тарифов на проезд в городских маршрутках. Если их не услышат, акции протеста будут наращивать обороты, предупреждают активисты: «Мы узнали о том, что мэрия планирует с 1 января поднять цены на проезд в маршрутках до 4 грн. Люди сегодня не в состоянии платить такие деньги за транспорт, особенно, работники бюджетной сферы и студенты. Мэрия не должна идти на поводу у хозяев маршруток, которые одновременно являются депутатами, принимают решения в горсовете и монополизируют транспортный бизнес. Для поднятия тарифов нет оснований: с началом кризиса цены на нефть упали. Власть должна контролировать монополистов», — считает организатор пикета Андрей Ищенко. В мэрии разводят руками — митингующих выслушают, но повлиять на ситуацию никак не смогут: рычагов нет. «Я принимаю петицию от населения, но к повышению цен на проезд в маршрутках я имею точно такое же отношение, как управление торговли к росту цен на хлеб, молоко, колбасу и бензин. Я тоже могу пойти и покричать на улице вместе с остальными — и что?» — недоумевает начальник гордепартамента транспорта Павел Стерлядов. Ему вторят экономисты, которые рассчитывают тарифы по заказу транспортников: «Сегодня тарифы нерегулируемые. Их вводят перевозчики своим приказом по предприятию и могут устанавливать какие угодно. Но, по закону, нужно согласование мэрии», — поясняет директор НПЦ «Экономинформ» Георгий Хаскин. Данные маршрутчиков сверяет гордепартамент транспорта, а экономическое обоснование утверждает профильное управление. Затем решение принимает депутатская комиссия и снова — департамент транспорта. Четко прописан тариф и в договоре с перевозчиком. В одностороннем порядке его менять нельзя. Читайте также: В Одессе пассажир маршрутки избил водителя за резкое торможение Тем не менее собственники АТП заявляют, что еле-еле сводят концы с концами и хотят серьезного повышения, но, учитывая беды населения, согласны пойти на уступки. «С учетом обновления парков, современного ремонта и нормального заработка водителей, по нашим рассчетам, повышение должно быть минимум до 4 грн. Не думаю, что это — реально. Но нужно поднять хотя бы на гривню», — уверен гендиректор Ассоциации одесских перевозчиков Дмитрий Жеман. Заодно с перевозчиками и задействованные ими же экономисты. Говорят, у предпринимателей официально — нет прибыли, все в тени. «Доход перевозчики получают за счет искусственного сдерживания зарплаты, недоплаты налогов, пренебрежения нормами безопасности, отсрочки ремонта. Они экономят на том, на чем нельзя экономить. Чтобы отбить капиталовложения, нужно минимум 12% в год, с учетом рисков. Иначе лучше просто положить деньги на депозит», — говорит Георгий Хаскин. По его словам, вложены в новый тариф и расходы на установку GPS-трекеров, которыми обещают оснастить маршрутки уже в 2013-м. Но, по сравнению со всем остальным, они незначительны: около 3копеек с билета. Как только поднимутся цены, качество услуг улучшится, убеждают перевозчики. Но митингующие этому не верят и готовятся к бойкоту. Говорят, в марте 2011-го перевозчики рассказывали те же сказки, но, как только цены повысились, о своих обещаниях забыли.
Одесситы митинговали против цен на маршрутки. Перевозчики: 4 грн не будет, но 3—3,5 грн — точно