Украинским школам катастрофически не хватает молодых специалистов

Дата: 29.11.2012

Украинским школам катастрофически не хватает молодых специалистов

Украинское среднее образование безнадежно устарело. Украинская школа убивает индивидуальность. Низкая заработная плата и непрестижность профессии создала дефицит хороших учителей в школах. Так думают многие представители экспертной и бизнес среды, при этом плохо себе представляя как это — работать «в поле», то есть в школьном классе. Нам стало интересно, как нынешнюю систему образования оценивают сами учителя. Эльвира Костарева — учитель географии с 30-летним стажем, рассказала нам почему дети в школах изучают несуществующие предприятия, в чем была прелесть советской системы образования и чем чревато отсутствие в школах учителей-мужчин

Сегодня: Эльвира Ивановна, лично Вы как считаете, украинская школа в самом деле устарела?
 
Эльвира Костарева: Нельзя утверждать, что образование совсем уж устарело. Конечно, обучая детей, мы опираемся на старое, но и перенимаем что-то новое! И я вам скажу, что даже если преподаватель хочет работать по-старому, ему этого не позволит сам ребенок. Ведь дети активно получают новую информацию извне, и если учитель будет работать по старинке, то у него с учеником просто не будет контакта.
 
Потому нормальные учителя пытаются  идти в ногу со временем, интересуются новинками, стараются их применять в работе. Вот такая банальная, казалось бы вещь, как мультимедийная доска. О том, что это такое я узнала впервые где-то в середине 2000-х. Принимая участие в «Учителе года», я была удивлена, как активно некоторые преподаватели пользуются подобными досками. Тогда пришла к директору и попросила: «Надо! Потому что мел ? это прошлый век».  И у нас появились сперва две доски, потом больше. Возможно нам повезло ? школа все же центральная. Хотя в свое время нам во многом помог Александр Омельченко. У него была программа, в рамках которой в каждой школе Киева должны были появиться хотя бы 2 мультимедийные доски.
 
Сегодня: Все равно складывается впечатление, что инициатива использовать новые подходы и методы исходит снизу, от самих учителей…
 
ЭК: Естественно, если учитель хочет работать творчески, то он старается сделать все, чтоб улучшить учебный процесс. Пытается заполучить новинки и применять их на уроках. Я в свое время самостоятельно, методом «тыка» научилась работать на компьютере и готовить, скажем, презентации.  Когда я окончательно освоила все тонкости, то начала и учеников корректировать. Теперь мы пишем работы строго по плану, с минимумом слов ? ведь презентацию нужно показывать и объяснять. Да и детям самим становится интересно, они получают знания не только из учебников. Конечно, учителю всегда легче рассказать и потом спросить. Понял-не понял ? это твои проблемы. Но сейчас во всем мире ставку делают на практическое обучение. То есть ребенок должен не просто выслушать учителя, но и провести знания «через себя».
 
Сегодня: Какие по Вашему мнению недостатки нынешней системы образования?
 
ЭК: Сейчас не всегда учитываются возрастные особенности детей. Если раньше мы изучали экономическую географию с 14-летними, то сейчас все переносится на класс ниже. А 13-летний ребенок не осмысливает экономические понятия в той степени, в которой это делает 14-летний. И многие методисты забывают о том, что это только после 21-го года разница в год-два не так важна. А в период от рождения и до 21 года каждый год для ребенка имеет значение.

В четверг, 29 ноября, в 18:00 во Львовском национальном университете впревые пройдут дебаты, посвященные вопросам среднего образования в Украине. Мероприятие, организованное Фондом «Эффективное управление» соберет экспертов и бизнесменов, которые попытаются определить в самом ли деле среднее образование в Украине безнадежно устарело. Эту точку зрения поддерживают Дмитрий Шимкив, Генеральный директор компании «Майкрософт Украина» и Алексей Греков, Соучредитель и директор по стратегическому развитию частной школы «Афины». Олег Березюк, директор департамента гуманитарной политики Львовского городского совета и Айна Муллис, Исполнительный директор Международного учебного центра TIMSS & PIRLS, Бостонский колледж отстаивают противоположную точку зрения

 Кроме того, современная школа перегружена понятиями, которые не всегда есть смысл давать. Взять ту же экономическую географию. Многие предприятия, которые мы должны изучать по программе, уже просто не работают и не существуют лет 10! Но мы продолжаем о них рассказывать потому, что так написано в программе. У меня иногда складывается впечатление, что методисты, которые пишут учебники, рассматривают тему без поправки на реальные изменения.
 
Сегодня: А вы сами корректируете подобные «ляпы» и откуда они вообще берутся?

ЭИ: У нас есть программа, в которой написано, что в Украине работают такие-то предприятия и мы должны их изучить. Потому иногда у нас уроки превращаются в: «Дети, вот это мы учим, потому что это в программе и возможно это будет у вас на государственной итоговой аттестации,  но вы должны знать, что это предприятие давным-давно закрыто». Актуальные данные учителя иногда узнают совершенно случайно. Например, я была на Всеукраинской олимпиаде в Херсоне и там узнала, что Херсонский НПЗ, который мы должны наносить на контурную карту как действующий ? стоит. Мы учим, что в Шостке развита химическая промышленность, в то время, как предприятие «Свема» по выпуске кинопленки давно закрыто. Мы изучаем, что работает Калушское предприятие в Карпатах, но и оно закрыто.

Но ведь есть и другая крайность. У нас есть новые, прекрасные предприятия. Скажем, те же агрохолдинги. Но о них в программе ни слова, мы узнаем о них из газет и журналов. Я рассказываю, что есть предприятия, которые прекрасно работают, приносят Украине прибыль. И знаете, детей это очень интересует! Многие из них негативно настроенные по отношению к экономике страны. Конечно, они это отношение перенимают, прежде всего, от родителей,  которые, не всегда разбираясь в ситуации, закладывают ложную информацию. Получается, что дети, приходя на урок экономической географии, уверены, что мы совершенно отсталые и ничего не умеем. И меня радует, что, говоря об успехах Украины, они оживают и  радуются, мол, какие мы молодцы. Это естественно, дети хотят гордиться своей с страной! И учителя могут это прививать! 

Сегодня: Говоря о проблемах образования, прежде всего вспоминают про низкие учительские зарплаты. Как Вы видите эту проблему?
 
ЭИ: Одна из основных проблем, на самом деле. Если бы молодым специалистам платили адекватные деньги, не полторы тысячи в месяц за все, а хотя бы тысячи 4, то в школу пришла бы молодая смена. Более того, пришли бы мужчины. А в школе сейчас очень не хватает мужчин. Многие  дети воспитываются в неполных семьях. То есть  мальчики получают дома одностороннее, женское, воспитание. Приходят в школу, а тут то же самое. Потом мамы оберегают от армии, от невзгод. И вырастает мужчина, который не хочет ни за что брать ответственность. В итоге страдает государство.
 
Сегодня:  Эльвира Ивановна, у Вас стаж 30 лет. Вы можете сравнить систему СССР и независимой Украины. В чем отличия?

ЭИ: В Советской школе не было дробления тем и хорошо прослеживались межпредметные связи. Если, скажем, я изучала черную металлургию, то в этот момент на уроке химии мы проходили металлы. То есть если я говорила о доменных печах на уроке географии, то в учебнике химии в этот момент рассматривали структуру и схему работы доменной печи. Если, скажем, по истории изучали декабристов, то в тот же год по русской литературе проходили произведения на аналогичную тематику.Или  изучаем природу Африки в 7-м классе. А по программе мировой литературы дети читают «Пятнадцатилетнего капитана» уже в 6-м. Очень сильное несовпадение. Но если что-то неправильно, то нужно об этом говорить. Это мое мнение.

Эльвира Костарева, учитель — методист киевской специализированной школы №49 с углубленным изучением французского языка. Преподает географию, экономику. Стаж: 30 лет.

 

О том, почему дети в школах изучают несуществующие предприятия, в чем была прелесть советской системы образования и чем чревато отсутствие в школах учителей-мужчин рассказала нам учитель с 30-летним стажем Эльвира Костарева

Опубликовать комментарий