В последние годы автомобильные корпорации активно разрабатывают и испытывают автомобили на водородном топливе. При сгорании этого газа в обычном двигателе или топливном элементе образуется только водяной пар, который не загрязняет атмосферу и не увеличивает риск глобального потепления.
Однако для появления массовых моделей автомашин, оснащенных водородными силовыми установками, надо разрешить множество технических проблем. В частности, инженерам предстоит ответить на вопрос, где и как хранить водород. Газовые баллоны высокого давления обладают не слишком большой емкостью и к тому же могут взрываться, а в жидком виде водород может находиться лишь при очень низких температурах.
Однако для хранения водорода можно также использовать соединения, способные химически связывать большие объемы этого элемента. К их числу относится и боран аммиака. Одна молекула этого вещества содержит один атом бора, один атом азота и шесть атомов водорода. Его возможности сейчас исследуют сотрудники Тихоокеанской Северо-Западной Национальной лаборатории (Pacific Northwest National Laboratory), крупного федерального исследовательского центра, подчиняющегося министерству энергетики.
Разработанная ими технология позволяет прессовать из борана аммиака миниатюрные шарики весом около чуть меньше четверти грамма. Хотя диаметр такой сферы не превышает 15 миллиметров, при нагреве из нее можно извлечь свыше 500 кубических сантиметров водорода. Ученым еще предстоит найти оптимальные способы высвобождения водорода в заданном темпе, но они полагают, что эта задача вполне разрешима.