Физиологи установили, что субъективное предпочтение благозвучных музыкальных интервалов перед диссонансами не имеет отношения к биениям, возникающим из-за наложения близких частот.
В западной музыкальной традиции понятие о благозвучных и неблагозвучных сочетаниях звуков известно с античности. В последнее время стало понятно, что нелюбовь к диссонансам не является специфической чертой человека — так, было показано, что консонансы предпочитают слышать даже новорожденные шимпанзе и цыплята.
Физиологическая природа такого предпочтения остается предметом споров. Согласно наиболее распространенной теории, неприятность диссонансов связана с характерными для них биениями. Эти быстрые периодические пульсации интенсивности возникают из-за наложения звуков близкой частоты. Например, два ближайших друг к другу тона западного звукоряда образуют малую секунду — «наиболее диссонантный» интервал.
Авторы новой статьи показали, что биения не связаны напрямую с субъективным ощущением диссонанса. Для этого они привлекли пациентов, страдающих амузией — врожденным состоянием, для которого характерна неспособность узнавать и воспроизводить музыку. Таким добровольцам воспроизводили консонансы и диссонансы, а также звуки с искусственно введенными биениями, характерными для последних.
Оказалось, что хотя страдающие амузией люди предсказуемо безразлично относились к благозвучным и неблагозвучным интервалам, они так же, как и здоровые люди, предпочитают звуки без биений. По словам авторов, это говорит о том, что ощущение диссонанса не связано напрямую с наличием биений, а объясняется особым сочетанием частот двух звуков интервала или аккорда. В случае консонантного сочетания образуется более плавный суммарный спектр частот, который напоминает гармоники базового тона.