Утвержденная Кабмином концепция государственной программы по обеспечению равных прав и возможностей женщин и мужчин рассчитана до 2016 года. Как указывается в документе, основными проявлениями гендерного неравенства является «необычайно большой разрыв между мужчинами и женщинами в принятии политических, экономических и социально важных решений» вследствие низкого представительства женщин в органах власти. В частности, в составе Верховной рады насчитывается всего 7,4% женщин; среди депутатов облсоветов — 12%, райсоветов — 23%, городских, поселковых и сельских советов — 28%, 51% и 46% соответственно. Низким является и уровень экономической активности женщин. Согласно документу, всего 26% женщин возглавляют малые предприятия, 15% — средние и лишь 12% руководят крупными предприятиями, пишет «Коммерсант-Украина».
В концепции указано, что сегодня в Украине мужчины зарабатывают на 25,1% больше, чем женщины. Средняя зарплата женщины составляет 2272 гривны, а мужчина получает 3035 гривен. Чтобы исправить ситуацию, в правительстве предлагают проводить информационно-разъяснительную работу с работодателями по внедрению европейских стандартов равенства среди сотрудников. Как сообщил национальный координатор Международной организации труда в Украине Василий Кострица, в украинском законодательстве не отражен механизм одинаковой оплаты равноценного труда мужчины и женщины, а гендерная дискриминация заметна уже в объявлениях о приеме на работу, в которых указывается и пол, и возраст будущего работника. «В то же время в Европе используют гендерно нейтральные объявления для соискателей»,— пояснил господин Кострица.
Президент международного правозащитного центра «Ла Страда — Украина» Екатерина Левченко рассказала, что необходимо пересмотреть перечень профессий, которыми запрещено заниматься женщинам: «Он не изменялся уже несколько десятилетий! Я, конечно, не выступаю за то, чтобы женщины укладывали асфальт, но они должны иметь доступ к профессиям, которые позволяют и получать большую зарплату, и раньше выходить на пенсию». Впрочем, она заявила, что отечественное законодательство о труде «слишком защищает женщину»: «Из-за этого работодатели часто не хотят брать молодых женщин на работу, боясь их ухода в декрет. Поэтому закон необходимо отрегулировать таким образом, чтобы все льготы распространялись не только на мать, но и на отца».
Кроме того, в концепции отмечена необходимость усовершенствования механизмов реагирования на факты дискриминации по половому признаку. По словам руководителя юридического департамента «Ла Страда — Украина» Марианны Евсюковой, сейчас в Украине единственным органом, который рассматривает подобные случаи, является специальный совет при Министерстве социальной политики. Но все его решения носят рекомендательный характер. «У нас огромная проблема и с сексуальными домогательствами на работе — доказательства по этим фактам практически невозможно собрать, поэтому в милиции и не открывают уголовных дел»,— сообщила Евсюкова. По словам госпожи Левченко, практически ни одно дело о сексуальных домогательствах не имеет перспективы: «К тому же часто саму женщину делают виноватой». Госпожа Евсюкова подчеркнула, что необходимо создать отдельный орган при Кабмине, рассматривающий факты дискриминации по половому признаку, решения которого были бы обязательными.
Один из пунктов концепции касается «улучшения ситуации», связанной с использованием в рекламе, СМИ и интернете элементов, укрепляющих идею неравенства полов. Исполнительный директор Всеукраинской рекламной коалиции Максим Лазебник назвал это признаком взросления украинского общества. «Использование полуобнаженных дамочек в рекламе кафеля бросает тень на всю отрасль. В европейских странах подобные спорные моменты, например эксплуатацию женского образа в роликах, обсуждают экспертные советы, куда входят представители рекламного рынка. Главное, чтобы это не превратилось в коррупционную кормушку для чиновников, которые будут единолично решать, есть нарушение или нет»,— подчеркнул господин Лазебник.
Следует отметить, что общее финансирование реализации концепции составляет приблизительно 5,4 миллиона гривен, из которых около 2,9 миллиона гривен должны поступить из государственного и местных бюджетов, а 2,5 миллиона гривен — «из других источников».