ТОП приемов кандидатов-мажоритарщиков в борьбе за голоса народа
Чтобы завоевать благосклонность электората в преддверии выборов, кандидаты-мажоритарщики не скупятся на рекламные ролики. «Сегодня» узнала, какие еще приемы используют кандидаты в нардепы, чтобы склонить народ на свою сторону и как правильно строить кампанию. ТРИ ШАГА. Специалисты выделяют три этапа ведения избирательной кампании, во время которой человек узнает о своем кандидате и принимает решение в чью пользу отдать голос. «Первый этап — мегасобытие — большой информационный повод, во время которого кандидат заявляет о себе. Это может быть какой-то городской скандал либо же инсценировка покушения, после которой он заявляет о намерении в отместку врагам обойти всех конкурентов в округе», — рассказывает политолог Андрей Самброс. В то же время, например, применять радикальные приемы пока никто из жителей Харькова не отважился, ограничившись лишь участием в митингах. Во время второй встречи кандидат идет в конкретные дворы, где разъясняет пункты своей программы и выслушивает нарекания. «Здесь, как правило, дают конкретные обещания, к примеру, установить лавки, вкрутить лампочки в районе. Уже после этого агитаторы проводят поквартирный обход, чтобы якобы собрать подписи для решения проблемы, а на самом деле еще раз напоминают о своем кандидате. Этими приемами пользуются практически все. Существует правило семи касаний. Кандидат должен семь раз прикоснутся к каждому избирателю на округе, чтобы победить. Например, пришел во двор, пожал руку — это первое касание, агитаторы пришли в квартиру — это второе, и так далее», — говорит эксперт. БОРЬБА КОМПРОМАТОВ. Специалисты отмечают, что некоторые кандидаты действуют хаотично, поэтому их усилия заранее обречены на провал. «Некоторые политики старой закалки не брезгуют и нечестными методами, устраня конкурентов в округе. В определенные круги вливают недостоверную информацию, которая компроментирует кандидата, иногда и наоборот — стремятся сыграть роль жертвы, дескать его всячески преследуют и давят, хотя на самом деле это чистой воды выдумка», — рассказал нам один из кандидатов области. Однако и такая тактика ведения кампании может прибавить несколько процентов к рейтингу, считают психологи. «Для харьковчан характерно сравнение, поэтому, когда кандидат говорит, что его соперник в чем-то плохой, даже не уточняя, что он сам хороший, жители Харькова на уровне подсознания принимают это как должное и голосуют за этого кандидата. Хотя он фактически не заявляет, в чем сам хорош, а плохо говорит о сопернике, и вроде как выглядит лучше на этом фоне», — поясняет психолог Ирина Шевченко. А вот харьковский политтехнолог Дмитрий Николаев уверен: победить поможет не подсознание, а соответствие требованиям электората. Вышиванка, которая актуальна для западного региона, в Харькове не пройдет. К примеру, лучший кандидат для ХТЗ — крутой дядька на джипе, который приедет во двор и скажет, что это его избиратели и он будет их всячески защищать, а вот на Павловом Поле народ более интеллигентный — там нужен ученый или другой представитель интеллигенции», — объясняет Николаев. Всех своих секретов ведения избирательной кампании политтехнологи не раскрывают, но некоторые наиболее распространенные ходы все же объясняет. «Самое элементарное и действенное накануне выборов для кандидата в депутаты — приезжать лично во двор и разговаривать с людьми. Можно даже не со всеми, а только с наиболее активными, которые после этого расскажут остальным жителям двора о разговоре с кандидатом», — говорит Николаев. Плюсиком может стать и то, что кандидат оставит на встрече с избирателями номер своего мобильного. Этим жестом он покажет, что такой же, как они, и не ставит свое положение выше, а потому войдет в доверие. Финальный аккорд агитатора В последние недели на дверях и витринах бутиков с дорогой одеждой, магазинах и обычных продуктовых ларьках появились плакаты с лицами потенциальных нардепов, которые баллотируются в том или ином округе. Казалось бы такое мельтешение делает человека узнаваемым, и тем самым — ближе к народу, однако специалисты уверяют, что такой ход поможет лишь тем, кто уже засветился в округе. «На таких плакатах, как правило пишут «наш кандидат», что оставляет возможность по-разному трактовать эти слова. Может создаться впечатление, что выбор сделали за нас, это вызовет у людей обратную реакцию, нежели ожидают», — считает политтехнолог Дмитрий Николаев. Политолог Андрей Самброс говорит, что образ с плаката должны закреплять реальные люди. «Листовки и билборды создают узнаваемый образ, но закрепить его помогут агитаторы и личные встречи с избирателями».
По словам специалистов, больше всего избиратели «клюют» на компромат и телефон
При подготовке статьи были использованы материалы: www.segodnya.ua