Оценив размах и совместимость предвыборных программ ПР и КПУ, «Подробности» провели тот же эксперимент с их ближайшими соперниками. Сотрудничество Объединенной оппозиции и «УДАРа» Виталия Кличко, возможно, даже более вероятно. Да и принципиальных расхождений в подходах у этих двух политсил намного меньше.
Чистота, свобода, инициатива
Объединившиеся вокруг «Батьківщини» партии и общественные организации и политическая сила Виталия Кличко на сегодня являются самыми популярными участниками предвыборного забега с оппозиционной стороны. Согласно социологическим замерам, совокупный партийный рейтинг двух проектов нередко переваливает через планку в 30%. При успешном прохождении «пропорциональной» кампании и уверенной работе с собственными (а возможно — и сочувствующими) мажоритарщиками ОО и «УДАР» теоретически имеют шансы на создание большинства. Более того, в отличие от героев предыдущей статьи цикла, которые склонны решаться на ситуативное сотрудничество по мере необходимости разной остроты, оппозиционеры возможность коалиционной работы не отрицают. «Я уверен, что нам нужно будет сотрудничать, чтобы создать большинство в парламенте. А с кем еще Объединенная оппозиция будет создавать большинство?», — задавался вопросом Виталий Кличко. И ведь действительно — в программно-политическом разрезе такой вариант взаимодействия выглядит вполне логично.
Цели двух партийных объединений, по большому счету, совпадают — в основе их лежит тезис «Выборы пройдут — и заживем мы по-новому!». Взаимодополняющими кажутся и большинство методов. Поэтому политическая сторона утопии всех выполненных обещаний выглядит малопротиворечивой. Конечно же, с оглядкой на то, что «единщиков» на сегодня больше интересует решение ряда насущных проблем, а «кличковцы» чаще оглядываются на светлую демократическую перспективу.
В случае выполнения всех предвыборных обещаний гипотетических коалиционеров, в Украине может быть откорректирована политическая система. Заранее уточнять, останется ли наше государство президентско-парламентской республикой или вернется к реалиям нескольколетней давности, политики не спешат. Но уже сейчас готовы ограничить широту прав главы государства — например, принятием действенного закона об импичменте, на чем настаивают «Батьківщина», «Фронт змін» и товарищи.
Изменения должны преобразить и парламентское бытие: обе политсилы стоят на введении практики отзыва депутатов (не только ВРУ, надо полагать, но и местных советов). Кроме того, Объединенная оппозиция не отказывается от идеи об отмене всеобщей неприкосновенности и введении уголовной ответственности за голосование чужой карточкой. А вот «УДАР» вспоминает старые наработки и отдельной строкой прописывает в программе изменения в избирательной системе — на «пропорционалку» с открытыми списками с сохранением «мажоритарки» для малых советов — сельских и поселковых.
Помимо ожидаемого усиления ответственности выборных властей сторонников знаменитого боксера беспокоит и вовлеченность народа в законодательную работу. В идеальной Украине «УДАРа» народ будет иметь и законодательную инициативу (идеи, собравшие 150 тысяч подписей, парламент должен рассматривать безотлагательно), и народное вето (что бы за ним не стояло), и, как и следует ожидать, народный «вотум недоверия». Анонсируют «кличковцы» и судебную реформу. Правда, четко прописанными преобразованиями программа пока похвастаться не может. Главный тезис этой ее части: «Сделать систему судов простой и понятной». Для этого, считают в партии, потребуется, как минимум, предоставить право назначения всех судей Высшему совету юстиции (его, в свою очередь, сможет формировать Съезд судей Украины) — то есть, модную идею выборности судей в «УДАРе», вероятно, не разделяют; и обеспечить суд 12 присяжных при рассмотрении тяжких преступлений. «Батьківщина» и друзья к «судебному» вопросу подходят проще и в чем-то практичнее — из всей возможной реформы их пока интересует только ликвидация Конституционного суда. Зато контроль над правоохранительными органами и пересмотр всей их системы упомянуты отдельно, пусть и коротко.
Опять же, вполне предсказуемо, именно «УДАР» в большей степени интересуют вопросы реорганизации системы местного самоуправления. Там, где ОО отделывается общими фразами, «кличковцы» предлагают ряд конкретных мер: оставлять в распоряжении местных бюджетов строго 100% поступлений от подоходного налога, налогов на землю и недвижимость; снова переписать закон о столице с тем, чтобы объединить полномочия мэра и главы КГГА (для участвовавшего в выборах Виталия Кличко — вопрос более чем насущный); ввести давно обсуждаемые нынешней оппозицией выборы мэров в два тура (еще один привет киевской кампании-2007); разрешить голосование на местных выборах с 16 лет; выделять из местных бюджетов средства на финансирование самоорганизации населения.
Примечательно, что, судя по программе, «ударовцев» волнует предельно близкий аспект политики, но совершенно не интересует политика внешняя (если не считать заявкой на таковую фразу о необходимости достичь «европейских стандартов жизни»). А вот эту прогалину могут, в свою очередь, прикрыть «объединители», среди обещаний которых нашли себе место и «спасение» отношений с ЕС с последующей ассоциацией, и предельно лаконично сформулированное «партнерство с РФ». К слову, вопросы безопасности поскольку-постольку интересуют обе политсилы — на уровне заявлений о «профессионализации» армии, на которую должно тратить не менее 2% ВВП («УДАР») и известия о том, что служить станет «престижно» (ОО). Зато вопросу преодоления коррупции потенциальные «большевики» уделяют куда больше внимания.
В общем и целом, «околокоррупционные» намерения двух участников выборов совпадают. И в первом, и во втором случае речь идет об «антикоррупционной» люстрации чиновников и правоохранителей и создании специального органа по борьбе с напастью (просто назвать это политические силы планируют чуть по-разному). А вот в деталях подходы разнятся. «Ударовцы» рассчитывают на чуть ли не автоматическое осветление будущего благодаря прозрачным госзакупкам и общедоступной отчетности по бюджету. Зато вокруг «Батьківщини» собрались прагматики, готовые с места в карьер бороться с последствиями деятельности ныне правящего лагеря: сокращать расходы на аппарат, возвращать «Межигорье» народу, расследовать случаи незаконной приватизации и других махинаций. А заодно — перекрывать дорогу в офшоры и обеспечивать работу механизмов гражданского/журналистского контроля. И, разумеется, отдельная строка в программе нашлась для освобождения «всех политических» узников. Готовы в ОО побороться и за права человека — за свободу слова и право на протест в первую очередь. Тогда как «УДАР» больше интересует гендерное равенство в доходах и возможностях трудоустройства. Зато болезненную языковую проблему снова-таки поднимают «единщики». Но очень аккуратно — на уровне «Создадим условия для свободного развития всех языков, гарантируем права национальных меньшинств согласно европейским стандартам».
Заживем по-новому
Те же европейские стандарты политические силы обещают внедрять и в экономике. Как и в случае с политическими устремлениями, планы «УДАРа» и Объединенной оппозиции в целом совпадают — как и ряд подходов к их реализации. Но снова-таки — там, где «Батьківщина» сотоварищи предлагают ряд популистски привлекательных (в буквальном смысле — чтобы «средний избиратель» оценил) мер, а в остальных случаях отделываются максимально общими фразами, «кличковцы» склоняются к «полуобщему» варианту — очертить основные стратегические направления с явственной надеждой на то, что «конкретика» как-нибудь сама устроится.
Несомненным общим местом двух программ оказалось внимание к дерегуляции и высвобождению бизнеса из административных оков. «Единщики» обещают, что при их власти исчезнет давление властей на бизнес вообще и крупного бизнеса на мелких и средних собратьев — в частности. Во «властном» отношении ключевым элементом освобождения, очевидно, должен послужить отказ от использования налоговой милиции, в бизнес-среде — объявление войны монополиям. Остальное, должно быть, приложится как-то само.
У «УДАРа» «разрегуляционная» программа прописана четче, хотя и ее верхом конкретики назвать нельзя. Итак, если все обещания будут исполнены, Украину должна ждать судьба Грузии (или той ее версии, которую строил Михаил Саакашвили). Все, как в лучших домах: сокращение числа контролирующих госорганов, «единое окно», регистрация нового бизнеса за 30 минут, электронный документооборот, перекладывание ответственности за подготовку пакета справок на чиновника — и бизнес-колесики должны закрутиться с удвоенной скоростью.
Помочь бизнес-среде призваны и перемены в фискальной политике. Опять-таки, предлагаемые двумя проектами меры зачастую либо совпадают, либо дополняют друг друга. Так, программа ОО в этом отношении сдержана. Она гласит, что общенациональных налогов останется только 7, но забывает уточнить, о каких именно идет речь. Примечательно, но «УДАР» также привязывается к этому заветному числу, хоть прямо его не называет. В представлении сторонников Виталия Кличко украинцы должны платить подоходный налог, налог на прибыль предприятий, НДС, единый социальный взнос, акцизы и налоги на землю и недвижимость. Та ли эта семерка, о которой упоминала «Батьківщина», ведомо составителям ее программы… В остальном же «кличковцы» обещают упрощение администрирования (для малого и микробизнеса — в обязательном порядке, а остального — по возможности) и своего рода налоговые каникулы — нулевой налог на прибыль новосозданных предприятий вообще (на 3 года) и предприятий, организованных на территории сел или депрессивных регионов — в частности (на 5 лет).
С другими околоэкономическими мерами в программах негусто. «УДАР» планирует стимулировать предприятия, инвестирующие в развитие науки, образования, медицины и заботиться о развитии инфраструктуры, единые оппозиционеры — неизвестным методом создавать новые рабочие места и перекрывать воздух контрабандистам. Обе политсилы готовы заботиться об энергоэффективности. Правда, пока большей частью на уровне лозунгов «Эффективности и независимости — быть!». А вот с земельным вопросом возможных «большевиков» могут настичь не такие уж и частые разногласия. Чуткая к веяниям народного мнения ОО обещает поддержку селу и обновление моратория на продажу земель с/х назначения. «УДАР» же прямо о необходимости продавать/запрещать продавать землю не говорит. В его программе упоминается лишь о том, что государственные или коммунальные наделы могут продаваться только с аукционов (и еще один привет киевским реалиям эпохи Леонида Черновецкого), а сельскохозяйственными участками владеть — только физические лица — граждане Украины. И на этом — все…
В любом случае, по мнению политиков, предложенных стимулов будет достаточно, чтобы украинцы зажили по-новому и с новыми зарплатами. Объединенная оппозиция в этом вопросе снова демонстрирует, что ее программу писали опытные политики, умеющие нравиться электорату — особенно его бюджетному или малообеспеченному сектору. По их версии, в течение года минимальная зарплата и прожиточный минимум достигнут «высоты» в 2400 гривен (почему речь идет о такой своеобразной и непривычно некруглой цифре — программа умалчивает). За тот же срок зарплаты врачей, учителей, ученых и «других бюджетников» увеличатся вдвое. А за пять лет «единщики» хотят увеличить минимальную зарплату до уровня двух пока неизвестных прожиточных минимумов и подоходный налог с нее сниматься не будет (то есть, речь идет-таки о некой форме прогрессивной ставки). А неминимальные зарплаты вырастут, надо полагать, сами собой. Зато у «УДАРа» насчет этого роста свое мнение: минимальные зарплаты/пенсии должны «гарантировать полноценную жизнь» (границы полноценности остаются за скобками), зато в случае с выяснением необходимого дохода средней семьи Виталий Кличко старается объяснить свою точку зрения «на пальцах» — программа включает в себя знаменитый пассаж о «За месячную зарплату купить холодильник, а средняя семья за 5 лет насобирает на машину и за десять — на квартиру». Жаль только цены в десятилетней перспективе спрогнозировать затруднительно.
Пусть никто не уйдет обиженным
При всей общности взглядов при переходе от экономической «политики мечты» к социальной различия между двумя участниками выборов становятся заметнее. И дело не столько в противоречивости подходов (что встречается нечасто), сколько в том, что адресаты обещания «УДАРа» и «Батьківщини» несколько разнятся. Нет ничего удивительного в том, что разные политические силы ориентируются на разные слои избирателей — подробнее останавливаясь на обещаниях удовлетворить потребности одних и походя упоминая о пожеланиях для других. Но тем интереснее выходит общая картина.
Как и в случае с зарплатами, в вопросах соцстандартов Объединенная оппозиция склоняется к тому, что обещать нужно не так уж и много, зато сразу и чтобы долго в жизнь воплощать не пришлось. Так отдельной и заметной строкой в ее программе прописано, что пенсии увеличатся тут же — на те 334 гривны, которые гарантирует законопроект Арсения Яценюка о перерасчете, забракованный нынешним составом парламента. Остальное — приложится: начиная с отмены пенсионной реформы (и вновь — что должно прийти взамен — непонятно) до отказа от института спецпенсий и уравнивания пенсий военных с потребностями в их содержании на сегодня. «УДАР» же ограничивается более общими формулировками о пенсионной справедливости и «поэтапном переходе к накопительной системе». Жаль только календарные вехи этих этапов остаются за кадром.
В остальном же «кличковцы» оказались приверженцами «адресной помощи» и заботы о молодежи. В стране победившего «УДАРа» социальную помощь на детей из малообеспеченных семей будут выплачивать до 15 лет, молодых обеспечат доступным жильем и рабочими местами (за счет квот и стимулирования работодателей). Приблизительно те же меры обещает и ОО (с упором на гарантированное первое рабочее место для «госзаказников», к чему можно относиться по-разному). Да и в отношении образования представления потенциальных союзников совпадают. Местами дословно, как в случае с введением системы государственных грантов на получение высшего образования для талантливых абитуриентов (не только в Украине, но и за рубежом — уточняет «УДАР»). Местами — пересекаясь. Так, «ударовцы» больше внимания уделяют профессиональному образованию — обещая автономию вузам и бесплатные проф-тех-заведения. А «Батьківщину» чуть больше волнует судьба детских садов, школ, изучения английского в этих школах и внешнего независимого оценивания.
Зато в медицинском отношении две программы сопоставить затруднительно. Общим местом остается забота о здоровом образе жизни. Тем временем ОО печется о расширении сети госучреждений (с символичной передачей «Феофании» народу) и о гарантированном праве на бесплатное медобслуживание. Что именно стоит за этой формулировкой — заранее понять затруднительно. Но у сторонников Виталия Кличко, похоже, подход принципиально другой — они заговаривают уже о страховой медицине — пусть и с госгарантиями.
В целом же, социальные заботы, очевидно (и прогнозируемо), больше беспокоят «единщиков». Вплоть до того, что они собираются лишить правительство права урезать льготы и восстановить действие всех социальных законов. Как быстро на это найдутся средства — другой вопрос… В остальном же члены Объединенной оппозиции готовы заботиться об экологии в социальном разрезе («Чистый воздух, чистая вода, чистые города» — именно так, декларативно), о коммунальной сфере — таким же образом, через запрет на пеню на просроченные платежи до поры до времени и обещание использовать в народных нуждах газ исключительно отечественной добычи. А вот в отношении культурной политики второе-третье места парламентского забега снова дополняют друг друга. Если программа «УДАРа» говорит о поддержке национального культурного продукта вообще, то в планах «Батьківщини» — воспитать «политическую нацию» и «наполнить реальным содержанием статус украинского языка как единственного государственного».
В основном же сопоставление программ двух партийных проектов позволяет сделать вывод о том, что их сотрудничество в рамках парламентского большинства никак нельзя назвать противоестественным. Хотя, безусловно, тонких мест в будущем такой перспективы предостаточно. Тем более, при всей базовой общности взглядов, ориентиры «УДАРа» и ОО все-таки разнятся. И в таком случае вопрос заключается в том, какую часть своих обещаний им удалось бы воплотить в жизнь. Если учесть, что одни склонны обещать счастье почти даром и пораньше, а другие предлагают меры, позитивная отдача от которых может проявиться очень нескоро.