Верховная рада приняла решение о весьма необычном режиме работы перед выборами. 18 сентября парламент пришел к выводу, что трех пленарных дней до конца «высокого сезона» будет достаточно. А ведь требующие решения вопросы – от закона о языках до зависшего в воздухе принятия бюджета – менее актуальными не становятся.
Потрудились – и хватит!
С момента открытия последней для нынешнего созыва парламентской сессии политикум не переставал громко сомневаться в том, что законодательному органу удастся проработать два оставшихся до выборов месяца в нормальном режиме. Причем мнение это разделяли повсеместно. После «вводного» согласительного заседания и первого пленарного дня, который отнял у депутатов всего лишь 19 минут, с позиций «Пиара не избежать» выступили не только оппозиционеры, но и представители правящего лагеря. «Будет идти предвыборная кампания, и многие депутаты будут использовать работу в парламенте для предвыборной агитации», — был убежден глава фракции ПР Александр Ефремов. «Сегодня очевидно, что власть будет использовать Верховную раду в своих интересах в течение всей избирательной кампании и то, какие законы рассматривать, будут решать даже не депутаты парламентского большинства, а политтехнологи избирательного штаба Партии регионов», — уверен вице-спикер Николай Томенко. Наконец, даже спикер не раз признавал, что в горячий сезон парламент будет работать специфически. «Дело в том, что есть желание использовать бесплатно трибуну для того, чтобы не платить за рекламу и пропагандировать себя перед выборами», — пенял несознательным спикер. Но уже на следующей по счету пленарной неделе выяснилось, что возможности для пресловутой пропаганды у нардепов будут крайне ограничены.
Еще за день до следующего всепарламентского сбора, 17 сентября, в прессу просочилось известие о том, что правящее большинство предлагает до минимума сократить число «довыборных» заседаний, что, стоит учесть, существенно облегчило бы «полевую» работу кандидатам на попадание в следующий созыв. Так и оказалось: поправки к расписанию работы ВРУ предполагают, что до дня выборов собираться в зале заседаний народные избранники должны лишь 18 сентября и 2 и 16 октября, остальные пленарные дни отойдут под труды в комитетах и фракциях. С учетом того, что повестка сессии включает в себя свыше 750 вопросов, подготовленных для базового рассмотрения (а ведь отдельные предметы могут вызвать еще и экстренную заботу ВРУ), обещание каждый раз работать до упора – то есть, до рассмотрения каждого вопроса повестки дня, все равно выглядит несколько странно. «Меньшевики» подобное намерение оценили однозначно – практически как саботаж. «Власти неудобно, чтобы работал парламент, чтобы лишить оппозицию трибуны. И не дать нам говорить правду, о реальном положении вещей в государстве: политические репрессии, притеснения свободы слова, а нам оппозиции есть о чем сказать украинскому народу», — негодовал 18 сентября с трибуны главный парламентский «бютовец» Андрей Кожемякин. С практически не меньшим возмущением, правда, пользуясь другой аргументацией, на ситуацию реагировали и коммунисты. «Возникает вопрос, почему мы не выполняем свои обязательства перед избирателями, поскольку до выборов следующего парламента мы должны работать», — переживал за мнение электората Петр Симоненко. Впрочем, переживания не помешали представителям КПУ поддержать щадяще-предвыборный режим работы. Примечательное решение было принято 264 голосами.
В правящем лагере, судя по всему, уверены в том, что своеобразная схема успешной деятельности не помеха. «Гарантией успешного решения задач, стоящих перед страной, является и эффективная работа парламента. Надеюсь, что ответственная позиция депутатского корпуса не позволит сделать выборы фактором дестабилизации общества. Мы обязаны достойно завершить историю шестого и передать новому созыву тот конструктивный настрой, которого общими усилиями достигли за минувшие два года», — цитирует пресс-служба Партии регионов слова Александра Ефремова. Если учесть, что актуальный на сегодня созыв собирается работать до середины декабря – теоретически, время наверстать упущенные возможности у нардепов еще может найтись. Но стоит ли сеанс борьбы с «дестабилизацией» такого радикального перехода в режим «Аврал-Не работаем-Аврал-Не работаем-Полтора месяца аврал»?
Несрочный бюджет
Новоиспеченная парламентская скромность усилий особый интерес вызывает при выборе решений для безотлагательной отработки. Исходя из того, что даже длительные заседания не позволят рассматривать законопроекты сотнями, можно предположить, что конкуренция могла бы развернуться нешуточная. Если бы в большинстве заранее не предупреждали, что самое интересное Рада намерена оставить на послевыборное «сладкое». Так, еще в начале сентября парламентские «регионалы» предупреждали, что долгожданным рассмотрением Жилищного и Трудового кодексов, вероятнее всего, займется уже следующий созыв. Схожая судьба, по словам спикера, скорее всего, ожидает и закон, приоткрывающий рынок земли (а вот ряд «смежных» проектов ВРУ все-таки рассматривает – причем сейчас, до выборов). Более того, по всей видимости, нардепы пока не станут заниматься и животрепещущим законом об основах языковой политики (притом, что президент поручал заняться им до 27 сентября). «Все будет зависеть от того, как у нас состоятся выборы, какой будет результат», — так на вопрос о судьбе нормативного акта отвечал 17 сентября Владимир Литвин.
Настолько сокращенный режим работы парламента предполагает, что в ближайшие полтора-два месяца депутатскому корпусу не удастся разобраться даже с большинством вопросов, требующих безотлагательного решения – с таким малым числом пленарных дней прохождение всех «инстанций» может затянуться. И ключевым пострадавшим от режима парламентской работы рискует оказаться бюджет.
Надо заметить, что «большевики» заранее упоминали о том, что браться за формирование главной сметы страны, возможно, стоило бы после выборов. «Логичнее было бы рассмотреть бюджет текущим парламентом в ноябре после выборов», — уточнял за день до открытия сессии Александр Ефремов. И все же правительство подготовило проект бюджета в срок – к 15 сентября. Однако сомнения по поводу благополучности судьбы документа возникли сразу же – о том, что итог правительственной работы требует доработок сразу же заговорили на Банковой. Тем не менее, после нескольких дней, отведенных на коррективы, Кабмин подал проект в парламент. Но ненадолго – уже 17 сентября стало известно, что документ отправили обратно. «Я в субботу возвратил проект госбюджета в Кабмин», — разъяснял в понедельник председатель ВРУ, делясь мнением о том, что в бюджете «должны быть учтены предложения президента, изложенные в ежегодном послании парламенту».
Если специалисты называют проект бюджета-2013 (вернее, его публичную презентацию) излишне оптимистичным, то, судя по всему, те члены бюджетного комитета, которые принимали участие в обсуждении документа, глядят в экономическое будущее с большей надеждой. «Поменялась ситуация на финансовых рынках, США запустили программу выкупа плохих активов, аналогичную программу запускает Европейский Центробанк. Ситуация с ликвидностью на рынках меняется, поэтому есть возможность заложить более оптимистичные показатели по блоку финансирования обслуживания долга, мы можем увеличить доходную часть бюджета, больше профинансировать угольную промышленность, социальную сферу, местные бюджеты», — убежден член комитета «регионал» Владислав Лукьянов. Исходя из его слов, можно допустить, что даже модель сокращенной парламентской работы может не защитить ключевой финансовый документ от специфики предвыборного времени. С другой стороны, возможность всерьез обсуждать бюджет у ВРУ в ближайшее время не будет. Те же оппозиционеры планировали в ближайшую пятницу заслушать тематический доклад министра финансов. Но теперь выяснилось, что 22 сентября пленарного заседания не будет…
В Партии регионов рассчитывают на то, что доработанный проект бюджета Кабмин предоставит в течение «одной-двух недель». Но нынешняя схема парламентской работы делает скорое принятие главного осеннего закона маловероятным. «После внесения изменений в календарный план у нас осталось два рабочих дня в пленарном режиме, потому выдержать полную процедуру принятия бюджета априори невозможно», — подчеркивает «бютовец» Сергей Терехин, считающий решение бюджетного комитета об отправке проекта на доработку неконституционным. Таким образом, в ближайшее время бюджетные свершения Верховной раде вряд ли грозят. Как и многие другие. Но насколько успешно, по собственному мнению, парламент ни работал бы и в предвыборные пленарные дни, и в послевыборный авральный сезон, к его деятельности все равно останутся вопросы. И не исключено, что немалое их число будет касаться если не юридической (что маловероятно), то моральной легитимности решений, которые нынешняя Рада захочет оптом принять уже после избрания следующей.