Пусси-истерия добралась до Королевского театра в Мадриде

Дата: 30.09.2012

Известный флагман авангардного искусства, голландский режиссер Йохан Симонс, руководя в Королевском театре в Мадриде новой постановкой оперы великого русского композитора Модеста Мусоргского «Борис Годунов», не удержался от последних «веяний моды» и до приторности политизировал пушкинскую трагедию.

Шикарный зал Королевского театра встретил любителей оперы в минувшую пятницу на премьере неожиданной проекцией на весь занавес некого списка правителей России, начиная с Бориса Годунова, кончая Владимиром Путиным. Правда, испанцы не особо гнались за исторической достоверностью, их больше интересовали недвусмысленные намеки на якобы «царское правление» последнего президента. Авторы этой инсталляции, потеряли где-то царицу Екатерину, после Брежнева оказался сразу Михаил Горбачев со своей злополучной гласностью и перестройкой (это, видимо, единственное, что знаю европейцы о России). Ну, а под конец, вообще, первый срок президентства был обозначен в виде царского правления «Vladimir I Putin» — «воссоздатель имперской мощи», затем с 2012 по настоящее время  «Vladimir II Putin». Иронии и сарказма у театралов не было предела.

Все это было, как говорится, для разогрева «политической икоты» у пришедших испанских любителей оперы. Неприятные сюрпризы были только впереди. Как оказалось, практически все партии в премьере исполняют русскоязычные оперные певцы — артистки Молодежной оперной программы Большого театра Александра Кадурина, Алина Яровая, Маргарита Некрасова, Дмитрий Ульянов, Юрий Нечаев, Евгений Никитин и Анатолий Кочерга. Но, партия самого Бориса Годунова, правда, досталась немцу Гюнтеру Гройссбоку.

Имя Евгения Никитина, талантливого солиста, стало на слуху у широкой публики еще в июле этого года, когда скандал вокруг татуировки со свастикой стоил российскому певцу главной роли в немецкой постановке «Летучего голландца». Причем великолепный исполнитель мог стать первым российским певцом, получившим главную роль на Вагнеровском фестивале в Байройте. Но, увы, теперь мы услышали его голос на сцене королевского театра Мадрида, причем в «Борисе Годунове» такой неоднозначной интерпретации.

Декорации к опере были сделаны в виде серого, наполовину обшарпанного двора (явный намек на полуразрушенную Россию)  внутри чего-то похожего на тюрьму. Оказалось, в таком образе режиссер представил двор Новодевичьего монастыря, по сюжету пристав (правда, в интерпретации Симонса в образе страшного милиционера в шинели и с резиновой дубинкой) требует, чтобы народ (почему-то в робах как у заключенных)встал на колени и молил Бориса Годунова венчаться на царство (хор «На кого ты нас покидаешь»). Борис Годунов, вообще, предстает в современном костюме с галстуком в образе члена политбюро.

Сцена из кельи Чудова монастыря, стала, наверно, одной из лучшей в новой постановке наравне со сценой, когда Марину Мнишек уговаривает монаха Григория занять престол. Сцена же с боярской думой в Грановитой палате Кремля в образе политбюро в полном составе говорит о том, что режиссер уже намеренно стирает границы времен в российской истории. Как написали на сайте министерства Культуры Испании, «Борис Годунов – это тот же Дантон или Горбачев». А после смерти  Годунова, Лжедмитрий появляется на сцене в камуфляже и с макетом автомата, — неожиданный ход!

Апогеем режиссерской мысли становится финальная сцена, когда неожиданно народ, прославляющий самозванца, оказывается вдруг в разноцветных масках, как у «Pussy riot». Затем на сцену  выходит юродивый в сопровождении трех актеров в тех же разноцветных масках с намеком на осужденных участниц скандальной группы. Юродивый предрекает народу новые страшные невзгоды: «Лейтесь, лейтесь, слёзы горькие!». Что же предрекают «Pussy riot» нашему времени, тоже смуту?

На премьеру оперы, которая была изначально обозначена как малобюджетный проект (70 тысяч евро), пришли и высокие гости, королева София с министром культуры Испании Хосе Игнасио Верт Ортега. К сожалению, узнать их мнение о новой постановке оперы «Борис Годунов» узнать не удалось. Как бы то ни было, дирижер Хартмут Хенхен оказался на высоте вместе с симфоническим оркестром королевского театра, который превосходно исполнил великое произведение Модеста Мусоргского, который, как известно, вошел в историю и стал бессмертным. А что оставят после себя «Pussy riot»….

Вернуться на главную

Опубликовать комментарий