Пилот «Суперджета»: самолет еще сыроват, но перспективы хорошие

Дата: 23.09.2012

На днях индонезийские эксперты огласили результаты расследования катастрофы новейшего российского пассажирского самолета «Суперджет-100». Напомним, что 9 мая этого года лайнер врезался в гору во время демонстрационного полета в районе столицы Индонезии Джакарты. Вывод – «виноваты пилоты, не подготовленные к полетам в горной местности».

С этим согласилась и российская сторона. Однако под под протоколами комиссии должны подписаться еще американские и французские производители двигателей и навигационной системы.

Эта катастрофа подмочила репутацию корпорации «Сухой», которая производит «Суперджет», и заставила потенциальных покупателей самолета критичнее отнестись к недостаткам, выявившимся в ходе эксплуатации первых серийных машин.

Один из специалистов, летающий вторым пилотом на «Суперджете», согласился на условиях анонимности поделиться своими оценками лайнера.

Пилот «Суперджета»: самолет еще сыроват, но перспективы хорошие
Катастрофа подмочила репутацию корпорации «Сухой», которая производит «Суперджет»
Фото: REUTERS

— Летчики, с которыми я общалась, соглашались на разговор о «Суперджетах» с большой неохотой, говорили, что им не рекомендовали беседовать с журналистами. Почему такая конспирация?

— В компании «Сухой» опасаются, что, если будут говорить о проблемах «Суперджета-100», то это отрицательно скажется на продвижении самолета в зарубежных странах.

— Так, может, все-таки расскажете об этих проблемах?

— Самолет по своему замыслу хороший. Для пилота он легкий в эксплуатации, все делает автоматика. Но подводит начинка, она пока очень плохо апробирована. В «Аэрофлоте» и «Армянских авиалиниях», где сейчас эксплуатируется лайнер, высказывают большое недовольство работой некоторых систем Говорят о конструктивных (как система выполнена) и технологических (сборка на заводе) недостатках. Сборку выполняют некачественно, так как старых опытных кадров практически не осталось. Утрачена технологическая дисциплина. Приходят самолеты с завода – а у них трубопроводы можно рукой отвернуть.

Самолет явно еще сыроват, его долго надо будет доводить до ума.

— Что именно, например?

— Возьмем систему кондиционирования воздуха, которая уже несколько раз отказывала. С самого рождения самолета с ней были проблемы. Сейчас 50 % «Суперджетов» «Аэрофлота» простаивают в основном из-за неполадок именно с этой системой. В самолетах есть авионика, она снимает параметры с каждой системы и выдает их летчику. При отказе какой-либо из них пилот получает сообщение на дисплей. В «Суперджете» получилось так, что авионика – французская, а система кондиционирования – итальянская, вот и «говорят» они на разных языках. То отказ не распознается, то идет ложный сигнал о сбое.

Еще пример: двигатель – «француз». В принципе, французские двигатели хорошие. Но конкретно эта модель не эксплуатировалась еще ни на одном самолете. Кроме того французы пишут ограничения на двигатель: при попутном ветре 30 узлов эксплуатация запрещена. То есть, например, на север зимой мы, может, и долетим, а оттуда вылететь сможем только летом.

— Если система кондиционирования выйдет из строя, это может привести к катастрофе?

— К аварийной ситуации это не приведет. Даже в случае отказа самолет может лететь без вреда для здоровья экипажа и пассажиров. Но только на небольших высотах. Самые ходовые эшелоны: 9-10 тысяч метров. Однако на такой высоте без системы кондиционирования самолет лететь не может, он вынужден снижаться и из-за этого тратить много горючего. Проблема кондиционирования – это проблема коммерческой эксплуатации.

— Много писали о том, что есть проблемы с навигационной системой, это действительно так?

— Как раз нет. Навигационное оборудование «Суперджетов» даже более точное, чем то, которое сейчас стоит на «Аэробусах». Могу подтвердить, что случившееся в Индонезии катастрофа никак не связана с неполадками в навигационной системе – там был только человеческий фактор.

— Какую оценку дадите самолету с точки зрения удобства для пассажиров?

— Вы, наверно, слышали фразу: «Когда в самолет установили туалет – профессия летчика перестала быть героической». Так вот: два туалета в «Суперджете» (на более, чем 98 человек) – мало. Это минус. А в остальном все очень удобно.

— Если сравнить детище корпорации «Сухой» с зарубежными аналогами (бразильский Embraer, канадский Bombardier)…

— «Суперджет» экономичнее, более вместительный. Он рассчитан для эксплуатации без наземного обслуживания (кроме заправки, естественно), дополнительный осмотр ему не нужен.

— Ходят слухи, что пассажиры бояться летать на «Суперджетах». Вы что-то об этом слышали?

— Мне тоже про это рассказывали. Где-то один-два случая было, когда пассажиры отказывались от билетов, узнавая, что будут лететь на «Суперджете».

— Как часто сейчас летают «Суперджеты»?

— В Аэрофлоте — как минимум 10 рейсов, летают несколько самолетов. И это не только внутренние рейсы.

— То есть, в принципе, самолет нуждается в доработке, но перспективы у него неплохие?

— Специалист может накопать кучу недостатков не только в «Суперджете», но и в любых других самолетах. Все новые модели дорабатываются уже после выхода на линии. Главное, не затягивать этот процесс. Думаю, что и журналистам, и общественности не стоит представлять каждый сбой техники в «Суперджете» как крест на всем проекте. Этот самолет еще себя покажет.

Вернуться на главную

Опубликовать комментарий