С момента начала официальной избирательной кампании миновал уже месяц. Выборы-2012 в Украине проходят оживленно. А одной из ярчайших особенностей нынешнего забега оказалось обилие судебных исков против Центризбиркома. ЦИК подозревают в массе грехов: от ошибочной регистрации кандидатов до неправильного формирования окружкомов.
На старт. Внимание. Стоп!
В полном соответствии с действующим законодательством официальная часть предвыборной кампании стартовала в Украине 30 июля. Гонка-2012 обещает быть в высшей степени интересной. Во-первых, впервые с 2002 года украинцы будут выбирать парламент по призабытой (и реанимированной лишь на прошлых местных выборах) смешанной системе. Во-вторых, сопоставимые рейтинги и слабо поддающиеся прогнозам альянсы не позволяют заранее четко определить конфигурацию не только «мажоритарной», но и «пропорциональной» части будущего состава ВРУ. В-третьих, участники забега заранее начали вооружаться любимыми технологиями – от законодательного конфликта на «языковой» почве до походов в «поля» в поиске материально заинтересованного электората. За 450 мандатов разворачивается нешуточная борьба – партии выдвинули свыше двух с половиной тысяч кандидатов по многомандатному округу, а на победу в мажоритарных округах рассчитывают около трех тысяч претендентов. Но, похоже, далеко не все они доберутся до финишной прямой.
Во время образцово-показательных съездов ведущих (или претендующих на такое звание) политических сил наиболее интригующим моментом оказался состав предвыборных списков ведущих партий. В первую неделю августа политикум бурно обсуждал животрепещущие вопросы «Кого взяли?», «На какое место?», «Как поделили округа?», «Кого прокатили?». Но вскоре выяснилось, что факт выдвижения еще не может быть гарантией участия в выборах. Ключи от избирательного будущего остаются в руках ЦИК. Хотя местами суды готовы с этим не соглашаться.
Первой и самой ожидаемой проверкой системы на гибкость стала проблема регистрации первого и пятого номеров «пропорционального» списка той части оппозиции, которая объединилась под брендом «Батьківщини». Законодательную лакуну в Центральной избирательной комиссии долго трактовать не стали: Юлию Тимошенко с Юрием Луценко как кандидатов не зарегистрировали. «По моему мнению, ЦИК в данном случае действовала законно. Более того, если бы мы приняли другое решение, комиссия выглядела бы непосредственным и соответственно заинтересованным участником политического процесса», — пояснял позицию «рулевого» выборов глава Центризбиркома Владимир Шаповал. Вполне предсказуемое решение вызвало гнев оппозиции, интерес экспертов и заметное неприятие Запада. Но череда судов, заканчивая Высшим административным подтвердили справедливость намерений ЦИК. Однако в других схожих случаях мнения фемиды и комиссии совпадали не всегда.
Одной из отличительных черт кампании-2012 оказалась череда судебных процессов, обсуждающих законность регистрации кандидатов. При этом наибольшее внимание привлекали те потенциальные нардепы, в проживании которых на территории Украины возникали сомнения. Первоначально невольным «флагманом» движения «Оцени пятилетку» стал второй номер списка партии «Украина – вперед!» Андрей Шевченко, в непрерывном проживании которого на территории Украины в последние пять лет возникали обоснованные сомнения. И все же в случае со знаменитым футболистом суд не стал отменять принятое ЦИК решение о регистрации кандидата. Неизменным остается пока вердикт и касательно другого известного экспатрианта – бывшего премьера Павла Лазаренко. А вот с другим экс-госдеятелем высокого уровня у Центральной избирательной комиссии все равно остаются проблемы.
На сегодня едва ли не главнейшим предвыборным скандалом с Центризбиркомом в главной роли остается история с регистрацией кандидатов в депутаты Владимира Сацюка – заметную фигуру дела об отравлении Виктора Ющенко – бывшего заместителя главы СБУ, за одобрение слежки за водителем которого был недавно осужден Юрий Луценко. Решение ЦИК было опротестовано на основании того, что Сацюк в последние годы на территории Украины не появлялся и, предположительно, является гражданином РФ. 20 августа Киевский апелляционный административный суд не только отменил решение о регистрации спорного претендента, но и постановил «признать неправомерными» действия двух членов ЦИК – заместителя председателя комиссии Андрея Магеры и Валерия Шелудько. Попытка Центральной избирательной комиссии оспорить решение успехом не увенчалась. Ранним утром 24 августа ВАСУ подтвердил вердикт предыдущей инстанции – и в отношении незаконной регистрации Сацюка, и касательно неправомерных действий членов комиссии, которым хотя бы на этот раз уже не вменили «нарушение присяги». Теперь Центризбирком готовится обращаться в суд еще раз – с вопросом как именно с технической точки зрения должна быть отменена скандальная регистрация. А будущее «проштрафившихся» участников процесса пока выглядит не слишком определенным.
Главное – кто считает?
Избирательное отношение как ЦИК, так и судов к проблеме «Здесь – регистрируем, здесь – не регистрируем», может создать Центральной избирательной комиссии заметные проблемы – вплоть до пересмотра состава в разгар избирательной кампании. Теоретически, обвинение в нарушении присяги грозит двум членам ЦИК снятием с должностей, если этим захочет заниматься Банковая. «Сейчас есть юридическое основание сделать так, чтобы вроде бы никто не мог обвинить президента, что он отозвал этих членов ЦИК… Есть решение суда, есть нарушение присяги, президент вынужден принять такое решение и тому подобное. Вы видите, как замаскирована эта ситуация? А ЦИК потом будет принимать такие решения, которые нужны», — видит за происходящим далеко идущие планы глава аналитического центра «Открытая политика» Игорь Жданов. Сам замглавы Центризбиркома говорит, что в случае увольнения он готов отстаивать свои права. «Если я не найду в Украине правосудного решения, я вынужден буду рассмотреть вопрос о необходимости обращения в Европейский суд по правам человека», — уточнял он еще 21 августа. Но с тех пор появился еще ряд решений ВАСУ о неправомерности действий члена ЦИК по квоте «Нашей Украины».
Продолжающаяся кампания, по мнению представителей ЦИК, вообще отличается шквалом судебных претензий к комиссии, которая тот же вопрос о нарушении присяги Магерой и Шелудько рассматривать отказалась. «Хочу сказать, что в этом плане складывается такое впечатления, что Центральная избирательная комиссия стала объектом хакерской атаки, когда юридическое управление ЦИК падает с ног и не выходит из состояния полусознательного восприятия действительности, так как вынуждено сверх людских сил пребывать на судебных заседаниях», — отмечала другой заместитель председателя Центризбиркома Жанна Усенко-Черная. У ЦИК, похоже, на этих выборах и в самом деле трудностей немало. Однако нельзя сказать, что комиссия проигрывает суды по всем животрепещущим вопросам…
Еще одним одиозным предметом обсуждения, решение о котором участникам выборов пока оспорить не удается, в конце августа стало формирование окружных избирательных комиссий. Согласно закону о выборах, в состав ОИК должно входить от 12 до 18 человек, причем членство представителей парламентских партий-фракций закрепляется автоматически, а остальные участники предвыборного процесса заполняют вакантные места претендентами в процессе жеребьевки. Собственно нечеткая прописанность этой процедуры была одной из главных «технических» претензий к компромиссному закону. В итоге, в разгар кампании выяснилось, что в выборах принимают участие кандидаты от 87 разных партий. Свои списки членов ОИК подало 81 политическое объединение. Особенность же процедуры предполагала не «покомиссионную» жеребьевку, при которой состав каждой комиссии формируется «вручную», а пакетную – целыми списками, предложенными партиями. И результат для ряда серьезных политсил оказался шокирующим.
После проведенной 24 августа жеребьевки выяснилось, что 225 окружных комиссий будут формировать всего лишь 19 непарламентских партий, большинство из которых трудно назвать известными. Таким образом, своих кандидатов во все комиссии должны предложить «Молодежь во власть», «Русь Единая», «Народно-трудовой союз Украины», «Братство», «Зеленая планета». Представители «Украина — Вперед!» и «Русского блока» будут в 223 комиссиях, «Русского единства» в 221, «Союза анархистов Украины» — в 220, Либеральной партии Украины и Христианско-демократической партии — в 219, партии «Всеукраинское политическое объединение «Єдина Родина» — в 212, Украинской народной партия в 178, «Единого центра» — в 43, Народно-экологической партии — в 32, партии «Гражданская солидарность» — в 5, партии «Солидарность женщин Украины» — в 4. При этом особенно интересным выглядит то, что за вычетом нескольких пусть даже локально весомых партий («ЕЦ», в первую очередь) политсилы, сорвавшие «комиссионный» джекпот, не выделяются избирательной активностью – анархисты выдвинули лишь 2 кандидатов в депутаты, «Братство» – 1, христианские демократы – 3, а из трех яркопророссийских партий заметные списки подготовил только «Русский блок» (34 список, 10 — «мажоритарка»), а «Русь единая» претендует на 3 мандата и «Русское единство» – на 5.
Подобные специфические расклады восторга у других участников забега не вызвали. «Посмотрите, кто будет считать голоса во Львове — «Украина—Русь единая», бывшая Партия политики Путина, или «Союз анархистов Украины», или «Русское единство». Власть захотела показать галичанам и украинцам даже не пренебрежение, а какое-то чрезмерное свое превосходство — ей все равно, что подумает общественность в Украине или в мире», — беспокоится Олег Тягныбок. Неудивительно, что «Свобода» и присоединившиеся к ней «УДАР» и «Наша Украина» попытались оспорить итоги жеребьевки. Киевский апелляционный админсуд к партийным претензиям к ЦИК отнесся без снисхождения.
Проблема слепого жребия не только грозит Центризбиркому новой порцией судов, но, чего и следовало ожидать, ставит ребром вопрос о составе комиссий. Парламентские партии могут считать себя в относительной безопасности, а вот внепарламентские партии-фавориты (кроме «Украина вперед!») – напротив, рискуют оказаться в комиссиях без защитников своих интересов. Причем это крайне важно даже не столько в отношении всеукраинского списка, хоть и очень значимо, сколько при определении победителей по «мажоритарке»… Триумф сугубо технических проектов автоматически порождает вопросы о том, в чью пользу сыграют члены комиссий от почти неведомых и совершенно неамбициозных (судя по коротким спискам кандидатов) партий. «Есть такая неофициальная информация, что у одного деятеля, более или менее известного, есть печати шести из 19 партий, которые имеют право подавать своих представителей в комиссии. Уже сейчас в офис этого деятеля очень большая очередь за этими печатями», — поделился 31 августа сведениями, полученными от неназванного источника, глава Комитета избирателей Украины Александр Черненко. Одновременно в КИУ предупредили, что «по состоянию на вчера почти половина их (окружных комиссий, — «Подробности«) не собралась, потому что очень часто там случайные люди, которых просто нельзя найти». И нельзя забывать о том, что подобные организационные проблемы при соответствующей информационной поддержке могут снова и снова порождать вопросы о легитимности выборов. А череде «предвыборных» судов, похоже, пока окончание не грозит. Тем более что впереди еще масса интересного – формирование участковых комиссий, например.