Шестой ежегодный автопарад собрал в Вашингтоне коллекционеров и автолюбителей со всей страны.
По издаваемому им звуку и исходящему от него запаху автомобиль марки «Трабант» с закрытыми глазами можно принять за газонокосилку. А зная, что мощность его двигателя составляет всего 26 лошадиных сил, можно сказать, что и двигается он не быстрее все той же газонокосилки. Тем не менее, «Трабби», как его ласково называют коллекционеры, по-прежнему пользуется популярностью среди многих автолюбителей.
Автомобили марки «Трабант» были самыми распространенными моделями на территории Восточной Германии с конца 1950-х до конца 1980-х годов. А теперь Музей шпионажа в Вашингтоне ежегодно проводит парад «Трабантов» – в канун годовщины падения Берлинской стены. Участники шестого парада, который на днях прошел в американской столице, выстраивались в очередь, чтобы прокатится на раритетных авто, а позже проголосовать за лучший «Трабби».
В странах Центральной Европы все большей популярностью пользуются гонки на тюнингованных моделях «Трабант». Американские же любители «Трабби», как выразился один из участников шестого ежегодного парада «Трабантов» Майк Аннен, «будут довольны, если их автомобиль вообще поедет». Эту редкую марку автомобилей, по словам автолюбителей, собравшихся у Музея шпионажа, в США коллекционируют в основном американцы, зачастую бывшие военные.
После падения Берлинской стены марка «Трабант» перестала пользоваться спросом в Германии – главным образом из-за низкого качества сборки и технической отсталости. Восточногерманский аналог «Запорожца» по скоростным возможностям не мог конкурировать с другими автомобилями на немецком автобане. Кроме того, его двухтактный мотоциклетный двигатель не соответствовал экологическим стандартам, принятым в стране. Стоит заметить, что модели «Трабант» производства 1963 года неотличимы от моделей 1983 года – но коллекционеров это не смущает, и, как выразился один из них, Кевин Мюллер, «марка достойна уважения за сам факт существования, ведь создатели смогли сделать автомобиль практически из ничего».
Джордж Ньюман – ветеран армии США. Он купил свой первый «Трабант» в 1994 году, находясь на службе в Германии. Он не переживает из-за того, что его автомобиль постоянно ломается, потому что знает как починить его: «Этот автомобиль очень просто устроен, в нем нет компьютеров, нет топливного насоса, нет радиатора. В нем есть карбюратор, рядом – топливный бак. А двигатель охлаждается потоком воздуха от вентилятора. Все очень просто».
Несмотря на наличие призов, Питер Эрнест, исполнительный директор Музея шпионажа, отметил, что главная ценность ежегодного парада – история, стоящая за автомобилями марки «Трабант»: «Это – еще один способ как бы между прочим сказать: “Кстати, а Берлинская стена была разрушена в 1989 году”. Большинство коллекционеров впервые увидели “Трабанты”, когда, после падения стены, они вырвались за границы Восточной Германии на улицы Западной».
Автомобили марки «Трабант», по словам Эрнеста, «можно в какой-то степени назвать воплощением принципов, на которых стояла ГДР: второсортные товары, второсортные механизмы, и так далее. Но так как никто их больше не производит, они все чаще привлекают внимание коллекционеров».