Знакомое каждому русскому человеку словосочетание Pussy Riot можно литературно перевести и как "бабий бунт". Все указывает на то, что тема женского неповиновения стала трендом сезона.
Пару недель назад Венецию взбаламутили "Отвязные каникулы" (Spring Breakers) Хармони Корина, в которых группа юных телок в бикини и розовых балаклавах сеяла панику в рядах отдыхающих на солнечных пляжах штата Флориды, промышляя разбоем и исполнением песен Бритни Спирс.
В Сан Себастьяне только что показали унылое и традиционное (факт невключения каннского лауреата в программу Венеции всегда что-то значит) полотно Лорана Канте Foxfire, посвященное подвигам "секретного женского общества", орудовавшего в 1950-х годах в сельской местности штата Нью-Йорк и состоявшего из, главным образом, очень страшненьких тинэйджеровок, недовольных своим положением в мире до изобретения феминизма.
Ни Корин, ни Канте, разумеется, не догадывались о существовании Pussy Riot, когда снимали свои картины (сейчас, само собой, уже в курсе), но это, конечно же, ничего не значит. Идеи носятся в воздухе. Чинящие беззаконие (в тех или иных формах) девичьи банды переходят из жизни в кино и из кино в жизнь, из толщи которой их и извлек Канте, экранизировавший книгу Джойс Кэрол Оутс «Foxfire: Откровения девичьей банды» (Foxfire: Confessions of a Girl Gang).
Дотошно и даже не без занудства обладатель «Золотой пальмы» за картину «Класс» воспроизводит хронику подвигов девушек из низшего общества, борющихся против проявлений мужского шовинизма. Старомодно давая зрителю моральный урок в финале: вот до чего способны довести «отвязные каникулы».
Сначала школьницы мстят высмеявшему их тупость учителю, потом всем хором поколачивают старпера, решившего залезть одной из них под юбку. И вот уже борьба за поруганную девичью честь сменяются противоправной деятельностью: малолетки вымогают деньги у клюющих на них самцов.
143 минуты спустя наступает закономерный финал: вконец оборзев, под предводительством некоей Легз Садовски (забавно, что в первой экранизации книги роль закаленной в тюрьме юной революцьонерки исполняла Анжелина Джоли) девицы берут в заложники отца благородного семейства, неосмотрительно оказывавшего неблагодарным плебейкам помощь и покровительство.
Финальные эпизоды этого томительного произведения настойчиво вызывают достоевский дух «бесов», открывших для себя нездешний соблазн насилия. Заложник-миллионер быстро и неумело отправляется девками на тот свет. Впрочем, разверзать перед зрителями достоевские психологические бездны Канте не спешит, довольствуясь поверхностной фиксацией событий. В эпилоге он сообщает, что некрасивая маленькая дрянь Легз пополнила собой ряды профессиональных революционеров, отправившись на Кубу помогать Фиделю Кастро.