Кузьмин: Надо начинать считаться с интересами населения Украины
Первый замглавы Антимонопольного комитета Украины (АМКУ) Рафаэль Кузьмин рассказал ЛІГАБізнесІнформ о расследовании нарушений на рынке продуктов питания и повышении мобильных тарифов, о возможном сговоре торговых сетей и о том, почему расследование по мобильным операторам затягивается.
О ценах на продукты
Расскажите, как Антимонопольный комитет обнаружил признаки антиконкурентного сговора среди торговых сетей по ценам на продукты питания?
— Торговые сети сейчас пытаются представить дело так, что якобы не понимают, о чем идет речь. Переводят ситуацию на рост цен на определенные социально важные товары у производителей, что якобы они тут не при чем. Но мы говорим совсем о другом. Мы говорим о том, что цены повысились именно в торговых сетях, несмотря на максимально допустимый уровень торговой надбавки, которого они должны придерживаться (10%).
У нас уже есть доказательства того, что они (торговые сети) именно путем операционных и всевозможных расфасовочных мероприятий завысили цены на социально важные продукты на уровень от 25% до 60%. Кроме того, мы же доказываем между ними сговор. Но пока идет расследование, я не могу говорить, какие доказательства у нас есть.
Уточните, цены выросли за какой период?
— За 2011 год и первый квартал 2012 года. Повышение цен было постоянным процессом. Мы ведь говорим о том, что они повысили цены на социально важные товары одинаково. Мы не говорим, что каждый поднял по своему усмотрению путем своих операционных действий. То есть мы доказываем именно их сговор. Поэтому их выступления в средствах массовой информации — это всего лишь попытка увести в сторону общественное мнение.
То есть цены на социально важные товары повысили в большей степени именно торговые сети, а не производители?
— С производителями по этому повышению мы уже разобрались. В этой цепочке нам осталось навести порядок в торговых сетях, так как они одновременно и одинаково повысили цены. Следует отметить, что большие торговые сети являются лидерами в розничной торговле и мелкие предприятия ориентируются на их ценовые тенденции.
В своем сообщении комитет указывает, что сети в 2011 году-начале 2012 года повысили цены на ряд продуктов на 15-60%, в то время как индекс потребительских цен в Киеве вырос на 13,5%. Данный рост инфляции в столице произошел за аналогичный период?
— Да.
Это данные Госкомстата или вашего собственного мониторинга?
— Сюда включаются как данные Госстата, так и данные нашего анализа (по данным Главного управления статистики в Киеве, в августе индекс потребительских цен в столице увеличился всего на 1,15 по сравнению с декабрем). Если мы говорим в информационном пространстве о таком повышении цен, это — не голословные утверждения, это — экономически обоснованные расчеты. Базой сравнения для нас выступает 2010 год.
О мобильных тарифах
На каком этапе находится сейчас расследование относительно повышения тарифов на сотовую связь?
— Здесь два направления: расследование АМКУ по роумингу Киевстара и МТС, и второе направление — выполнение мобильными операторами наших рекомендаций по снижению цен на внутренние тарифы.
Что касается второго направления, цены практически на все пакеты, назовем их внутренние тарифы, были подняты в 30-40 раз. Мы дали рекомендации этим двум компаниям, которые совместно занимают 90% рынка мобильной связи, снизить цены на внутренние тарифы до экономически обоснованного уровня.
Последовала ли какая-либо реакция?
— Эти компании используют двойные стандарты. Нам предоставляют информацию о том, что они разработали планы поэтапного снижения цен на внутренние тарифы, а в СМИ заявляют о том, что они этого делать не будут. Что комитет не разобрался и что он не компетентен в этом вопросе. Также они говорят о том, что если АМКУ будет продолжать в том же духе, то они заморозят свою инвестиционную составляющую и уйдут с рынка.
Мы исходим из того, что, поскольку они заняли монопольное положение, компетенция АМКУ — смотреть, как они используют это положение, потому что их основной потребитель — это население Украины.
Вы также проводите параллели с ценовой политикой в других странах…
— Мы смотрим и сравниваем, как население Европы, России, Турции реагирует на такие повышения. Я вам скажу, что, если бы эти две компании повели себя аналогичным образом, например, в Турции, так легко они бы не отделались.
То есть в этой системе координат эти две компании выстраивают геоэкономику, и мы прекрасно знаем, кто у них учредители. В этой геоэкономике наши требования заключаются в том, чтобы население Украины чувствовало себя наравне с населением Европы, России и Турции. Хотят они этого или нет, мы их просто заставим — и нас пугать не надо, что они уйдут с рынка — уважать права населения Украины.
Если вы занимаете 90% рынка, это неправильно — никому не объясняя, не обосновывая, чуть ли не каждый месяц, повышать цены на внутренние тарифы, на разрабатываемые пакеты. Мы с этим не мирились и мириться не собираемся. Поэтому хватит нас пугать, что они уйдут с рынка. С рынка они не уйдут. Просто надо начинать считаться с интересами населения Украины.
Так эти компании уже снизили внутренние тарифы?
— Эти компании нам предоставляют информацию, что снизили. Но когда мы начинаем обрабатывать данные, то получается, что они наши рекомендации не выполнили. То есть идет игра: на один пакет снижение, на другой — повышение. Происходит так называемое перекрестное субсидирование внутри пакетов.
Когда вы говорили о рентабельности операторов Киевстар и МТС в размере 98% и 50%, вы имели в виду их уровни рентабельности за 2011 год?
— Да.
Комментируя ваши слова о размере своей рентабельности, данные операторы говорят, что она не такая высокая — 35% и 14% соответственно…
— Эти компании начинают играть словами. Мы говорим об операционной рентабельности, которая у них зашкаливает — от 30% до 90%. Сейчас они заявляют о том, что комитет в структуре затрат при формировании цены на эти услуги не учитывает амортизационные отчисления.
Я вам скажу, что нами была проделана колоссальная работа, в которой участвовали и бывшие сотрудники Укртелекома, эксперты. Эти люди в свое время помогали данным компаниям реализовывать инвестиции на территории Украины. Это были технические работники, экономисты, инженеры, которые устанавливали всевозможное техническое оборудование. И они знают его реальную цену и знают те нормы амортизационных отчислений, которые они должны были в течение последующих лет закладывать в структуру себестоимости. Так вот, по их выводам, стоимость того оборудования, которое они устанавливали в конце 90-х — начале 2000-х годов, уже давно окупилась. На наш взгляд, пришло время ставить вопрос об обоснованности суммы этих амортизационных отчислений.
Поэтому я бы на их месте не уводил в сторону общественное мнение и начал бы уже конкретно сотрудничать с АМКУ без двойных стандартов.