Контракт на поставку БТР-4 в Ирак выполняется и будет выполнен, — эксперт
Рабочие ситуации вокруг контракта вовсе не ставят под сомнение способность Украины выполнять свои обязательства.
По словам Сергея Згурца, руководителя исследовательских программ Центра исследований армии, конверсии и разоружения, контракт на поставку БТР-4 в Ирак был серьезным вызовом для украинской оборонной промышленности в 2009 году, когда он был подписан.
Эксперт отмечает, что поставка такого количества БТР в крайне сжатые сроки требовала значительной консолидации оборонной промышленности, однако этого не произошло.
«При этом и самой технологической цепочки по серийному выпуску БТР-4 в 2009 году в Украине просто не было. Поэтому контракт, который предусматривает поставку в течение 3 лет 420 единиц БТР-4, был крайне рисковым», — заявил Сергей Згурец.
«Тем не менее, сегодня технологическая цепочка в стране создана, этот контракт выполняется и будет выполнен. В этом сомнений нет. А рабочие ситуации вокруг контракта вовсе не ставят под сомнение способность Украины выполнять свои обязательства. Что касается сроков поставки техники, то при оценках стоит учесть и некоторые реалии из оружейной практики не только Украины, — отметил эксперт.
По словам эксперта, поставка высокотехнологических вооружений, или новой военной техники, или модернизированных образов достаточно часто сопряжена с решением различных технически и юридических проблем. Как для стран Европы, так и для США и России.
«Создание военно-транспортного самолета А400М, которой создается силами всей Европы. Поставки первых A400M зазачиками начнутся примерно на три года позже, нежели предусматривалось контрактом. Вместо 2009 года– лишь в 2012 году первые заказчики получат новый самолет. При этом 2011 году Министерство обороны ЮАР потребовало от европейского авиастроительного концерна Airbus возврата средств за военно-транспортные самолеты A400. Речь идет о 429,2 миллиона долларов. ЮАР планировала приобрести европейские перспективные транспортники в рамках контракта, подписанного в апреле 2005 года. Из-за постоянного переноса сроков разработки транспортника министерство обороны ЮАР в ноябре 2009 года разорвало контракт с Airbus. Требование возврата средств было озвучено в ходе визита министра обороны ЮАР Линдиве Сисулу (Lindiwe Sisulu) во Францию в конце июня 2011 года», — отметил эксперт.
«Россия который раз переносит сроки сдачи Индии российского авианосца «Адмирал Горшков» (Vikramaditya). В 2004 году Москва и Нью-Дели заключили контракт, сумма которого достигла 2,33 миллиарда долларов. Изначально отдать авианосец Индии планировалось еще в 2008 году. Позже сроки неоднократно менялись. В начале этого года планировалось передать крейсер уже 4 декабря 2012 года, в день ВМС Индии. Теперь в «Рособоронэкспорте» считают, что Индия не получит корабль раньше октября 2013 года, в том числе из-за изменения объема загрузки нового оборудования и проблем в ходе испытаний отдельных узлов.
Или еще пример. В 2004 году бронетранспортер образца фирмы Patria выиграл конкурс на поставку машин в Польшу. Речь шла о поставке с 2004 по 2013 год в общей сложности 690 таких бронированных колесных машин. Благодаря благоприятным условиям, предложенным Patria Vehicles, полякам удалось продать боевую машину, существующую в единственном экземпляре, и еще даже не прошедшую войсковые испытания, проходившие в сухопутных войсках Финляндии. В польской армии машина получила название «Росомаха». Поставки этой машины также были сопряжены с трудностями и переносом сроков поставки отдельных машин и комплектующих для машин из Финляндии в Польшу», — заявил Згурец.
По словам эксперта, на этом фоне на этом фоне в техническом плане ситуация по украинскому контракту разительно не отличается от положения дел даже у гораздо более устойчивых в экономическом отношении государств, со стабильной оборонной промышленностью, которая выживает не только за счет экспортных контрактов, как долгое время было в Украине, но и за счет объемных внутренних оборонных заказов. При этом, считает Згурец, Украина продолжает выполнение иракского контракта.
В техническом отношении к украинским БТР претензий у заказчиков нет. Что же касается правовых нюансов, то тут можно полагаться пока на заявление посла Ирака в Украине. Как известно, посол Ирака в Украине Шорш Халид Саид заявил о том, что с повестки дня двустороннего ВТС сняты проблемные вопросы, касающиеся хода реализации контракта на поставку в Ирак новой украинской бронетехники, «Что касается контракта по поставкам БТР-4, а именно возникших в процессе его выполнения ряда проблемных вопросов, то их удалось урегулировать в результате многочисленных сложных переговоров и встреч между представителями министерства обороны Ирака и ГК «Укрспецэкспорт», — сообщил он. Как отметил глава иракской дипмиссии, в настоящее время Киев и Багдад готовят к подписанию межправительственное соглашение о военно-техническом сотрудничестве между Украиной и Ираком.