С приближением выборов западные партнеры Украины все чаще напоминают: будущее сотрудничество зависит от итогов кампании. И, похоже, дело не только в соблюдении демократических ценностей: ЕС хотел бы сотрудничать с новым Кабмином. Но обновление правительства автоматом в повестке дня вряд ли появится – Конституция этого не требует.
Чем ближе день всенародного волеизъявления, тем чаще Украине напоминают о том, насколько важно проведение выборов по высоким демократическим идеалам. Как уже писали «Подробности», за последние месяцы опция «Честные выборы» превратилась в непременное условие дальнейшего успешного сотрудничества официального Киева с Западом. «Я искренне надеюсь, что Украина продемонстрирует свою приверженность европейским ценностям и реформам, позволив нам дальше развивать наши отношения, подписать, ратифицировать и выполнять соглашение об ассоциации. Для этого проведение следующих выборов, исправление последствий выборочного правосудия и дальнейшие шаги в реформировании судебной системы и общий прогресс в реализации Повестки дня ассоциации являются критически важными», — такие слова еврокомиссара по вопросам расширения Штефана Фюле цитировались после его недавней встречи с первым вице-премьером Валерием Хорошковским. Правящий лагерь, судя по заявлениям его представителей, публично придерживается заданных правил игры. «Власть более, чем кто-либо, заинтересована, чтобы эти выборы были оценены как честные, прозрачные и демократичные», — говорил в Нью-Йорке Виктор Янукович. О том, что взаимоотношения с западными партнерами после выборов воспрянут с новой силой, в последние недели сказано было немало. «Закончатся выборы — начнутся новые, восстановленные отношения со многими странами ЕС и с Соединенными Штатами Америки», — надеется президент. Вот только, судя по некоторым оговоркам, на Западе от украинских выборов ждут не только честности и прозрачности, но и тех далеко идущих последствий, которые стандартная процедура передачи полномочий новому созыву теперь не предполагает.
О том, что в Европе готовы приветствовать послевыборное обновление сложившейся системы власти, из Брюсселя намекают не то, чтобы совсем прямо, но достаточно определенно. «Мы подчеркиваем важность выборов и то, какими будут следующие шаги. Хотелось бы иметь правительство, настроенное на партнерство между Украиной и ЕС, а также на решение вопросов, которые нам не позволяют полностью выполнить все, что предлагается для интенсификации наших отношений», — сообщал в ходе ялтинского форума YES Штефан Фюле. При этом на встречные замечания по поводу того, что нынешняя редакция Конституции не предполагает обязательной отставки Кабмина после избрания нового состава ВРУ, еврокомиссар реагировал дипломатично. «Посмотрим. Я не согласен с концептом, что, несмотря на выборы, жизнь идет дальше и ничего не меняется. С этим я не согласен», — отмечал он.
Еще одной «ласточкой», напоминающей о вероятных приоритетах европейских партнеров, служит ситуация, сложившаяся вокруг проведения следующего саммита Украина-ЕС. Поскольку дата его до сих пор не была определена, не исключено, что важное событие переместится в расписании на следующий год. Но будут ли пресловутые честные выборы единственным условием для «отмашки» при его подготовке? «Мы ждем результатов выборов и формирования нового правительства, чтобы начать подготовку следующего саммита Украина-ЕС. В связи с этим, скорее всего, эти обстоятельства приводят к тому, что саммит будет проведен в начале 2013 года», — передает Интерфакс-Украина слова неназванного источника в Еврокомиссии.
Европейская «мечта» о сотрудничестве с новым правительством выглядит вполне предсказуемо, ведь вероятность того, что грядущие парламентские выборы изменят привычный политический ландшафт, достаточно велика. Однако возвращение к Конституции образца 1996 года привело к тому, что Кабмин в Украине снова формирует не парламентская коалиция, а президент. А значит, ни о каком автоматическом обновлении правительства речь сейчас идти не может.
Тем не менее, рычаги влияния на Кабинет министров у парламента все еще остаются. Статья 87 Основного закона позволяет Верховной раде с легкой руки 150 нардепов рассмотреть вопрос ответственности правительства, если с момента одобрения очередной программы его деятельности миновало больше года. Далее, если резолюция о недоверии будет поддержана 226 голосами, согласно уже статье 115, премьер (и весь Кабмин вместе с ним) обязан подать в отставку. Собственно, именно это и произошло с Кабинетом Юлии Тимошенко в марте 2010 года. Теоретически, то же самое может случиться и с правительством Николая Азарова. Если, конечно, в новом созыве найдутся больше половины жаждущих перемен.
Теоретически, если нынешним оппозиционерам по итогам выборов удастся сформировать парламентское большинство, попытка выказать недоверие далеко не самому популярному правительству выглядела бы логично. Более того, у некоторых участников гонки это недоверие прописано пунктом предвыборной программы – например, у «Свободы». Однако при нынешних конституционных раскладах парламентский путь изгнания Кабмина Николая Азарова кажется не таким уж и перспективным – ведь тогда следующего премьера все равно будет предлагать Виктор Янукович. ВРУ, безусловно, может с новым назначением и не согласиться, но к чему способен привести последующий коллапс системы (при котором до поры до времени полномочным будет оставаться действующий Кабмин) предугадать сложно.
Как бы то ни было, в объединенной оппозиции к планам по поводу нового правительства, похоже, относятся не без скепсиса. «Вопрос формирования правительства точно не возникнет. Потому что при этом президенте и при этой Конституции никто из оппозиции в правительство не пойдет. Такой должности, как председатель правительства, в стране не существует. При президенте Януковиче мы не будем принимать участия в формировании правительства, потому что это невозможно. И делать этого мы не будем, потому что это путь в никуда», — заявил в интервью «Коммерсанту-Украина» Арсений Яценюк. В том случае, если нынешним оппозиционерам удастся собрать большинство, они готовы пойти сложным путем и начать с закона об импичменте. Однако на сегодня преждевременное прекращение полномочий Виктора Януковича выглядит маловероятно даже в том случае, если «большевистские» намерения сегодняшних «меньшевиков» увенчаются успехом.
В случае же неуспеха, центром принятия решений новой версии ВРУ останется Партия регионов. По большому счету, острой необходимости менять правительство у ПР, а в первую очередь – у президента – нет. В то же время полностью исключать возможность корректировки состава Кабмина под нужду момента, нельзя. Причем повод для этого могут дать сами итоги выборов, в которых принимают участие часть членов нынешнего Кабинета – начиная с самого Николая Азарова. Но в таком случае перестановки в Кабмине, скорее всего, станут результатом гипотетических пертурбаций внутри властного лагеря. «Чем успешнее они (выборы, — «Подробности«) будут, тем больше вероятность, что расклады внутри власти изменятся в пользу тех, кто руководит предвыборной кампанией. Ведь задачей правительства после 2012 года станет не столько выбор экономической модели, сколько подготовка к президентским выборам, а это потребует единства команды власти», — считает политолог Кость Бондаренко.
Вероятность того, что на замену своего же Кабинета министров пойдет правящий лагерь действительно существует. Однако станут ли власть имущие «привязывать» такие перемены именно к выборам – большой вопрос. С одной стороны, Кабмин Николая Азарова остается достаточно удобным инструментом, по мере необходимости способным сыграть роль громоотвода при реализации непопулярных решений. А послевыборные реалии с их необходимостью возвращаться к тому же сотрудничеству с МВФ вряд ли окажутся безоблачными. С другой стороны, при условии сохранения или даже укрепления позиций Партии регионов смена правительства и в самом деле могла бы привнести в политическую жизнь некий «привкус» обновления. С третьей – нельзя полностью сбрасывать со счетов и возможность формирования некоего «коалиционного» Кабмина под эгидой Банковой – и необязательно, что с «едниоппозиционерами» на вторых ролях… И, возможно, пожелание Европы сотрудничать с «новыми» профессионалами также могло быть учтено при прочих равных. Но только многое ли на самом деле изменится в политике государства просто от того, что президент после выборов захочет назвать имя другого премьера? Или после показательной перестановки слагаемых «сумма» останется при своих?..