Отмена налоговых льгот для бизнеса позволило бы правительству реализовать дюжину масштабных социальных проектов. Но решатся властная команда это сделать, учитывая, что в налоговых преференциях заинтересованы многие из ее представителей?..
Льготы vs «социалка»
С разницей лишь в несколько недель стало известно, что основные наполнители госбюджета — налоговая и таможня — инициируют пересмотр существующей в Украине системы налоговых льгот.
Так, в июле Государственная налоговая служба обнародовала концепцию реформирования налоговой системы. В документе среди прочего предлагается отменить льготы по уплате НДС, которыми сейчас пользуются предприятия в операциях с отходами и ломом черных и цветных металлов, при производстве древесины, поставке зерновых и технических культур и т.д. Как следствие, это привлекло бы в государственный бюджет дополнительные доходы на уровне 5,6 миллиарда гривен.
Фискалы также выступают за отмену льгот по налогу на прибыль, благодаря чему госказна могла бы пополниться еще на 3,1 миллиарда гривен. Сегодня эти средства остаются в кошельках и на счетах, в частности, владельцев гостиниц, судо- и самолетостроительных предприятий, продавцов электрической энергии, произведенной из возобновляемых источников и т.д.
Кроме того, налоговая предлагает обязать работодателей платить единый социальный взнос по заработной плате, независимо от ее размера. Напомним, что сейчас из окладов в размере более 18,7 тысячи гривен не осуществляются отчисления в социальные фонды (пенсионный, страхования от потери трудоспособности, от несчастных случаев, на случай безработицы). Соответствующие возможности работодателям предусмотренные отечественным законодательством. Отмена такой льготы позволит государству получить не менее 3,9 миллиарда гривен.
Если свести это все воедино, наберется 12,6 миллиарда гривен. Однако и это еще не все.
В начале августа стало известно, что только в первом полугодии 2012 года государство недополучило 19,7 миллиарда гривен платежей в бюджет от таможни из-за предусмотренных законом налоговых льгот при импорте товаров. Учитывая это, Государственная таможенная служба выступила за «льготную» ревизию. Соответствующее обращение-рекомендация было адресовано в Министерство экономического развития и торговли. Так, таможенники предлагают правительству инициировать пересмотр ряда налоговых преференций, в частности, на импорт энергосберегающих товаров; воздушных судов, ввозимых по договорам оперативного лизинга; имущества, ввозимого в Украину как иностранные инвестиции и т.д.
Вряд ли Таможенная служба будет добиваться отмены абсолютно всех льгот, учитывая, что это может иметь негативные социальные последствия (например, подорожание импортных лекарств и т.д.). Вместе с тем, оптимизация льгот хотя бы на половину названной выше суммы (т.е. 9,85 миллиарда гривен) имела бы весьма ощутимые последствия для госбюджета.
А если сложить «налоговые» 12,6 миллиарда и «таможенные» 9,85 миллиарда и получим почти 22,5 миллиарда гривен. Сумма немаленькая, и с ее помощью власти могли бы реализовать многие социальные проекты. Так, денег хватило бы и на массовый запуск программ по строительству доступного жилья, выплату компенсаций вкладчикам Сбербанка СССР, поддержку пенсионеров и инвалидов, финансирование госпрограмм борьбы со СПИДом, туберкулезом, наркоманией и т.д.
«Роскошные» доходы
Более того, эти 22,5 миллиарда – это еще не весь резерв. Можно вспомнить о том, что состоятельные люди в Украине пользуются фактически льготными условиями налогообложения.
Как известно, основные их доходы — дивиденды, роялти, проценты по депозитам — облагаются налогами по более низким ставкам, чем доходы абсолютного большинства граждан — зарплаты. Если в первом случае речь идет преимущественно о налоговой ставке 5%, то во втором — о 15%. Во многих же развитых странах ситуация прямо противоположная — налоговая нагрузка на «богатые» доходы в разы выше.
Теоретически, госбюджет мог бы также рассчитывать на значительные поступления от налога на роскошь, о котором в Украине активно говорят уже почти год. Но воз, что называется, и ныне там.
По мнению одного из бывших «топ-менеджеров» налоговой, которое он высказал на условиях анонимности, дискуссии о «роскошном» налоге следует вести не только в контексте ставок налога и базы налогообложения. «Если не разработать качественные механизмы, собственно, обнаружения предметов роскоши и «привязки» их к конкретным людям, это все будет пустой звук. Глубоко убежден, что без общего декларирования доходов и расходов, которые предотвращали бы избежание налогообложения путем переписывания богачами имущества на водителей и нянь, ситуация принципиально не изменится», — отметил он.
В то же время, по словам экс-министра экономики Украины, члена Совета НБУ Романа Шпека, нет ничего плохого в том, чтобы при приобретении таких вещей, как дорогие машины и недвижимость, требовалось подтвердить источник доходов. «Это логично и с точки зрения борьбы с криминалом, коррупцией», — подчеркнул он.
Если продолжать «льготную» линию, элементы налоговых преференций можно найти также и в таможенном деле, где непосредственно о льготах речь вроде бы и не идет.
Как известно, Таможенный кодекс существенно либерализовал процедуру прохождения таможенного контроля, облегчил ее для субъектов внешнеэкономической деятельности. Так, таможенники стали менее активно осматривать грузы, меньше придираться к документам импортеров и экспортеров и т.д. Однако многие недобросовестные предпринимателей такими цивилизованными нововведениями только злоупотребляют. И это, собственно, и могло стать причиной уменьшения среднего уровня таможенной стоимости товаров в июне на 17,7% по сравнению с маем, о чем заявляли в Гостаможслужбе. Возможно, именно поэтому ГТСУ и предлагает внести изменения в Таможенный кодекс и расширить право на корректировку таможенной стоимости…
Вместо резюме
Но насколько это реально сделать? Совершенно очевидно, что ключевое в этом вопросе — политическая воля правительства, парламента и глава государства. Опыт заставляет прогнозировать, что «как по маслу» все вряд ли пойдет. Если и сработает оптимистический сценарий, все будет происходить со значительным скрипом. Что дает основания делать именно такой прогноз?
Тут нелишне вспомнить разговоры, что уже велись в начале весны 2012 года об отмене льгот на импорт ряда товаров. Дело тогда Кабинет министров так и не довел до конца, увязнув в дискуссиях. Что, собственно, неудивительно, учитывая, сколько интересов на этом завязано, в т.ч. через бизнес-группы, приближенные к власти.
Подобная ситуация и с налогом на роскошь. Почему «на верхах» настолько активно ломаются копья вокруг этого вопроса? Можно предположить потому, что власть имущим хочется убить два зайца сразу: и перед электоратом выглядеть «белыми и пушистыми», и налоги особо не переплачивать.
Правда, приближение парламентских выборов и постепенное охлаждение отечественной экономики из-за долгового кризиса в Европе может все-таки заставить пойти этим путем властную команду. Ведь деньги же для выполнения предвыборных обещаний нужно где-то брать…
Игорь Песчанский