«Арбитраж» (Arbitrage) — таково оригинальное, прозаично-бухгалтерское название картины, переименованной у нас в невозможную «Порочную страсть» (прокат — скоро). В фильме, открывшем 60-й Сан-Себастьянский фест, имеются лишь намеки на роковые влечения и основные инстинкты — эротический триллер по этой сюжетной канве, возможно, был бы снят в лихие 1980-е годы.
Сейчас времена совсем других жанров: когда финансы поют романсы, тут, знаете ли, не до эротики, даже если в главной роли неунывающий секс-символ Ричард Гир. «Арбитраж» — триллер «финансовый»: после событий на Уолл-стрит появился и такой жанр. Точнее, помесь триллера с психологической драмой — в центре нравственные искания мультимиллионера, попавшего во всесторонне щекотливое положение.
По видимости, благополучнее парня не сыщешь: лицо на обложке "Форбса", собственные "Майбах" и самолет, жена — Сюзан Сэрэндон, любовница — Летиция Каста. Казалось бы, что еще надо от жизни? Но по факту мэн в полном дерьме, только никто об этом не знает ввиду пресловутого американского «fine”. Империя рушится (кинул русский нефтяной олигарх), весь в долгах как в шелках, да и страстная, хотя и гневливая любовница несвоевременно погибает (ночью, в автокатастрофе, с Гиром за рулем).
|
Разумеется, мультимиллионер принимается врать и выкручиваться, решая попутно важные морально-нравственные вопросы — не столько для себя, сколько для нуждающейся в поучении публики. Гир понадобился режиссеру-дебютанту Николасу Джареки, чтобы не скатиться в карикатуру: несмотря на все сделки с совестью, акула капитализма вышла у актера очень обаятельной, хотя и играет он на чистом автопилоте. Впрочем, как и все заслуженные артисты в этой картине — в особенности Тим Рот, в очередной раз блеснувший в роли следователя, совсем уже пародийного.
Большим утешением стал на этом фоне Бен Аффлек, показавший в Сан-Себастьяне свою третью режиссерскую работу, политический триллер «Операция «Арго» (Argo). Аффлек явно развивается как актер и режиссер и вполне может считаться продолжателем дела бессмертного Клинта Иствуда, которому он во многом наследует в «Арго» скупой манерой игры, общей энигматичностью мужественного образа и немногословным гуманизмом с поправкой на безоговорочный американский патриотизм — слишком очевидный, чтобы закрывать глаза на отдельные недостатки.
Роднит Аффлека с Иствудом и старомодная приверженность устоявшимся голливудским форматам, и полное отсутствие комплексов "автора", отчаянно самоутверждающегося за счет рассказываемой истории, и беззастенчивое использование лучших профи мирового кино, которых только можно купить за деньги.
Продюсер Джордж Клуни, оператор Родриго Прието, композитор Александр Десплят и ряд блестящих актеров от Филипа Бейкера Холла до Джона Гудмана и Алана Аркина брошены Аффлеком на воссоздание "операции "Арго" — малоизвестной, недавно рассекреченной ЦРУ акции 1979 года по спасению шести американских дипломатов, укрывшихся в канадском посольстве в Тегеране после того, как их собственное было разгромлено толпой оголтелых фундаменталистов.
Эту реальную историю как будто бы сочинил один из голливудских сценаристов, причем явно не самых лучших, имея в виду, что когда-нибудь по ее мотивам снимут кино. Вообразите: агент ЦРУ (Аффлек) отправляется в Тегеран под видом кинопродюсера, выбирающего места съемки для какой-то фантастической ахинеи в духе «Звездных войн». И снабдив дипломатов «легендами» членов своей съемочной группы, вывозит их из мракобесной Империи Зла. Разумеется, предварительно заручившись поддержкой специалиста по гриму космических монстров (Гудман) и реального продюсера, показавшего ему что почем (Аркин, будет явно номинирован на «Оскара»).
Великолепно сделанный в лучших традициях американского политического кино 1970-х, этот напряженный и достоверный триллер не может не объявиться на предстоящих «Оскарах»: в том числе и потому, что в Голливуде обожают, когда его представляют в героическом свете. В данном случае действительно есть за что.