С 1 сентября Россия ввела утилизационный сбор на автомобили, произведенные в Украине. Это вызвало жесткую реакцию Киева. СМИ заговорили об «автомобильной войне». Но настолько ли все плохо?
Внезапный сбор
С началом осени Россия ввела утилизационный сбор на автомобили, произведенные за рубежом. Такой шаг в РФ предприняли с целью защитить «родной» автопром, который ожидаемо может сдать позиции после вступления страны в ВТО, подразумевающее резкое снижение пошлин. Украина сначала прохладно отнеслась к этой новости. Глава правительства Николай Азаров уверял – эта мера не коснется автомобилей, произведенных в нашей стране. «Переговоры с российским руководством проведены, нам дали обещание всесторонне этот вопрос изучить. Скорее всего, этот вопрос Украины не коснется. Такая договоренность у меня была с премьер-министром России», — говорил Азаров. Премьер-министр уверял, что данный вопрос обсуждался на встрече президентов. «До 1 сентября, как вы знаете, осталось совсем немного. Пока никаких решений российским руководством в адрес Украины не принято, поэтому подождем и увидим», — отмечал Азаров. Однако позже российская сторона дала свои разъяснения по данному вопросу. И украинцев они не обрадовали.
На состоявшейся в конце августа пресс-конференции в Москве заместитель начальника Главного управления федеральных таможенных доходов и тарифного регулирования ФТС России Рустам Хакимов сообщил: «У нас федеральным законом перечень льгот установлен и там льготы только для государств — членов Таможенного союза предусмотрены. Противоречит ли это Зоне свободной торговли, я сейчас не готов прокомментировать». Эта новость шокировала украинцев. «В понедельник правительство рассмотрит вопрос о введении аналогичного сбора в Украине по отношению к товарам, на которые распространяется действие утилизационного сбора в России. Словом, наши действия будут абсолютно адекватными действиям наших российских партнеров», — написал Азаров в своем Facebook 31 августа. Обеспокоенность украинской стороны понятна. В Россию экспортируется около 30% всех производимых в стране автомобилей. В основном это автомобили низкого ценового сегмента, потребители которых очень чувствительны к малейшему изменению цены. «Украинские заводы работают в низкобюджетном сегменте, где потребители очень чувствительны даже к небольшому повышению стоимости автомобиля. Поэтому, чтобы сохранить текущие позиции на рынке, необходимо сохранить цены на текущем уровне, в противном случае ЗАЗ и «Богдан» рискуют сократить долю на рынке минимум на треть», — цитирует «КоммерсантЪ-Украина» аналитика российского «ВТБ-Капитала» Владимира Беспалова. Он говорит, что заявленная сумма утилизационного сбора будет закладываться в стоимость автомобиля, что фактически прибавит 10-12% к средней стоимости украинских автомобилей в РФ. Российское новшество подразумевает, что сбор ляжет на плечи продавцов автомобилей и тех граждан, которые ввозят автомобили на территорию РФ.
Впрочем, украинские автопроизводители относятся с пониманием к новшеству. «РФ вступила в ВТО и вынуждена снижать пошлины на ввоз импортных товаров. Это своего рода компенсационный механизм. Тем не менее, данные действия российских властей, когда автопром находится под давлением импорта и нуждается в радикальных защитных мерах со стороны правительства, должны послужить Украине примером», — цитирует издание почетного президента корпорации «Укравто» Тариэла Васадзе. У него вызывают опасения последние тенденции в этой сфере – украинские автопроизводители в своей родной стране медленно, но уверенно теряют позиции. Например, за первое полугодие 2012 года доля импортных автомобилей в стране возросла на 10%. В то же время производство отечественных сократилось на 17% (на некоторых предприятиях – до 50%). Юристы же, в свою очередь, опасаются, что дурной российский пример может стать заразительным. «22 августа Россия стала полноправным членом ВТО и, соответственно, приняла обязательства, предусмотренные пакетом соглашений ВТО. Одним из них является национальный режим в отношении внутреннего налогообложения и регулирования, предусмотренный ст. 3 Генерального соглашения по тарифам и торговле», — поясняет «Интерфаксу» старший юрист Адвокатского объединения «Волков и Партнеры» Андрей Заблоцкий. По его словам, вступление РФ в ВТО обязывает предоставлять импортерам автомобилей условия не менее благоприятные, чем для российских автопроизводителей. А российский закон об утилизационном сборе этому противоречит. «Одним из таких случаев является взятие производителем обязательства обеспечить последующее безопасное обращение с отходами, образовавшимися в результате утраты указанными транспортными средствами своих потребительских свойств, т. е. утилизировать его. Взятие на себя такого обязательства иностранным производителем (к примеру, украинским) вряд ли представляется возможным», — отмечает Заблоцкий. По его словам, ЕС уже выразил обеспокоенность в российском новшестве. И если Украина пойдет по стопам РФ, она может получить ту же критику. Но украинские власти предпочитают развернуть «автомобильную войну».
На тропу войны
Вместо того, чтобы озадачить работой правительственных юристов, украинское правительство пошло по другому пути борьбы с российской пошлиной. «Если и мы тоже на российские машины введем какую-нибудь плату за утилизацию, то российские автомобили, которые приходят на наш рынок, будут стоить на 1 тыс. долларов дороже, и украинцы не будут их покупать», — заявил Азаров на встрече с украинскими студентами 3 сентября. При этом, его не смутил тот факт, что Россия сможет обжаловать данную пошлину в международных инстанциях, т.к. та носит явно дискриминационный характер. Все-таки Россия ввела утилизационный сбор для всех иномарок, а не конкретно для украинских автомобилей. Кроме того, российские автомобили занимают существенную нишу в Украине. За первое полугодие 2012 года РФ поставила в нашу страну 65% автомобилей своего производства. При этом, речь идет не только о продукции привычного со времен СССР ВАЗа, а и о таких марках, как Hyundai, KIA, Renault и Volkswagen, которые производятся в России. Если украинское правительство введет пошлину на производимые в РФ автомобили, отечественные потребители вряд ли обрадуются. Тем более, что совсем недавно – в начале лета – их уже шокировали вестями о скором введении новой пошлины на импортные автомобили. Такая политика вряд ли добавит симпатий правительству, а следовательно и Партии регионов. Таким образом, введя пошлину, украинская власть будет подобна хрестоматийной унтер-офицерской вдове, которая сама себя высекла. Ведь демонстрация силы в необъявленной «автомобильной войне» с Россией обернется для правящей партии потерей голосов избирателей. Да и отечественный автопром это вряд ли сможет защитить. А на украино-российских отношениях «война» уже сказывается.
Так, почти одновременно с введением утилизационного сбора на импортные автомобили, между Украиной и РФ обострились отношения в энергетической сфере. Украина отказалась способствовать России в формировании резервов газа для поставок в Европу. «Газпром» настаивал на закачке в украинские газохранилища 25 миллиардов кубометров газа, а украинская сторона отказывается, говоря о том, что ей будет достаточно и 20 миллиардов. Это приводит к нарастанию напряженности между двумя странами в этой сфере. Не стоит забывать и о том, что Украина очень крепко привязана к российским рынкам, поставляя в РФ около 80% своих товаров. Если развернется полномасштабная «автомобильная война», могут возобновиться и другие торговые войны (например, «сырная»), которые вряд ли будут на руку украинским производителям. Альтернативой такому развитию ситуации может стать кооперация Украины с европейскими странами в деле отмены утилизационного сбора и апелляция к международным договорам (в т.ч. и тем, которые регулируют деятельность ВТО).
Впрочем, пока украинское правительство не готово втягиваться в «автомобильную войну». Но окончательное решение будет принято в ближайшие дни. И это может стать судьбоносным для экономики страны, а следовательно и для имиджа Партии регионов в сложный предвыборный период.