Дензел Вашингтон гладко «приземлил» Нью-Йоркский кинофестиваль
Начавшись две недели назад феерической сказкой режиссера Энга Ли «Жизнь Пи» (Life of Pi), 50-й Нью-Йоркский международный кинофестиваль завершился в воскресенье, 14 октября, не менее феерической драмой режиссера Роберта Земекиса «Полет» (Flight). Как считают кинокритики, фестиваль можно считать удачным и по разнообразию представленных лент, и по возросшему по сравнению с прошлым годом интересу публики. Достаточно сказать, что на многие сеансы билеты были проданы задолго до дня показа, включая все четыре сеанса «Полета».
В основной программе – 33 фильма, часть из которых мировые премьеры, а остальные – призеры и фавориты крупнейших мировых фестивалей в Берлине, Канне и Венеции. Открылся фестиваль лентой «Жизнь Пи», историей индийского юноши, оказавшегося посреди Тихого океана в маленькой шлюпке и уцелевшего в результате невероятных испытаний. По мнению критиков, фильм явно попадет на экран радаров «Золотого Глобуса» и «Оскара» сразу по нескольким номинациям, включая категории визуальных и звуковых эффектов.
Эти эффекты присутствуют и в «Полете», где опытнейший пилот в исполнении Дензела Вашингтона виртуозно сажает потерявший управление пассажирский самолет, спасая тем самым почти всех пассажиров и членов экипажа. Кстати, именно так – «Экипаж», и будет называться эта лента в России, выходящая там в прокат в середине ноября. «Жизнь Пи» выходит в России под Новый год.
По мнению кинокритика газеты «Нью-Йорк таймс» Манолы Даргис, основная программа фестиваля представляет собой «динамичный и очень разнородный набор искренности и безумия, предсказуемости и полной неожиданности».
По мнению рецензентов, главными откровениями фестиваля, помимо упомянутых выше фильмов Ли и Земекиса, стали психологическая драма «Любовь» австрийского режиссера Михаэля Ханеке, получившая Золотую пальмовую ветвь в Канне, «Фрэнсис Ха», поэтичная новелла режиссера Ноа Баумбаха о взбалмошной и наивной молодой жительнице Нью-Йорка, и драма «Заполнить пустоту» израильского режиссера Рамы Бурштейн – о быте анклава ультраортодоксов Тель-Авива.
В картине Ханеке все критики отмечают выдающийся актерский дуэт Жан-Луи Трентиньяна и Эммануэлы Ривы, которые играют пожилую чету бывших преподавателей музыки. «Фрэнсис Ха» – удачное продолжение предыдущих лирических кинозарисовок Баумбаха, где главные герои – муза режиссера, актриса Грета Гервиг, и сам Нью-Йорк, суматошный, безумный и одновременно очень уютный. Что же касается ленты «Заполнить пустоту», то в ходе беседы журналистов по «скайпу» с Рамой Бурштейн выяснилось, что она прежде жила в Нью-Йорке, а потом переехала в Израиль. По словам Бурштейн, она ничего не приукрасила, показав своеобразный «домострой», царящий в закрытых от внешнего мира общинах религиозных ортодоксов.
Среди документальных картин эффект разорвавшейся бомбы произвела еще одна лента из Израиля, «Стражники» режиссера Дрора Мореха. Ему удалось разговорить очень неразговорчивых людей – шестерых бывших руководителей Шин Бет, службы национальной безопасности Израиля. Экс-боссы откровенно говорят о неразрешимых проблемах, в первую очередь, о невозможности избежать «побочного ущерба» в виде жертв среди мирного населения в ходе операций по физическому устранению главарей террористов в полосе Газы и на Западном береге. Заметно также, что бывшие лидеры спецслужбы сильно недолюбливают политиков.
Любителей экзотического артхауса порадовали остроумная фантасмагория «Кооперация «Святые моторы» анфан террибля французского кино Лео Каракса, меланхолическая медитация «Последний раз, когда я видел Макао» португальцев Жоао Педро Родригеса и Жоао Руи Герра да Мата, и еще одна португальская лента – «Табу» Мигеля Гомеса, ироничная и изящная ретро-комедия из колониальной жизни.
Центральным событием фестиваля организаторы «назначили» премьеру музыкальной ленты «Не исчезай» (Not Fade Away). Режиссер популярнейшего телесериала «Клан Сопрано» Дэвид Чейз избрал для своего игрового дебюта сугубо ностальгическую историю 60-х годов. Друзья-старшекласссники в одном из городков Нью-Джерси, наслушавшись «Битлз» и «Роллинг стоунс», создают любительскую рок-группу. На роль отца одного из юных геров режиссер взял своего главного телеактера Джеймса Гандольфини. Картина вызвала, в целом, весьма сдержанные отклики.
В рамках фестиваля состоялось торжественное чествование актрисы Николь Кидман. Фильм «Газетчик» с ее участием показывался в основной программе смотра и вызвал разноречивые рецензии. По мнению многих, эта эротически откровенная и насыщенная провокативной расовой проблематикой криминальная ретродрама режиссера Ли Дэниелса уступает в цельности предыдущей его работе «Прешес». Сильным разочарованием стал и гламурный триллер Брайана Де Палмы «Страсть», ранее уже показанный в Венеции.
Юбилейный смотр стал последним для 58-летнего киноведа Ричарда Пеньи, 25 лет руководившего программированием в Кинообществе Линкольн-центра. Кипучей энергии его хватало и на ежегодный фестиваль, и на координацию всех текущих циклов и кинопоказов центра. В рамках фестиваля состоялась церемония его чествования.
Как сообщил Пенья «Голосу Америки», он собирается сконцентрироваться на преподавании в Колумбийском университете и на подготовке кинопрограмм для ТВ, но будет время от времени консультировать образовательные программы Кинообщества. Характерно, что заступающие на вахту два новых программных директора, Кент Джонс и Роберт Келер, будут делить между собой функции, которые исполнял Пенья.
Как подчеркнула Роуз Куо, исполнительный директор Кинообщества Линкольн-центра, беседуя с журналистами, главной своей задачей она видит расширение зрительской базы кинопрограмм центра, включая и ежегодный фестиваль. По ее словам, особое внимание будет впредь уделяться детской и юношеской аудитории. Два года назад Куо приехала в Нью-Йорк из Лос-Анджелеса, где работала художественным директором фестиваля Американского киноинститута (AFI).
Что касается реакции критиков на «Полет», то большинство первых отзывов полны восторгов по поводу мастерства Дензела Вашингтона. Он создает сложный, противоречивый образ летчика коммерческой авиации, страдающего алкогольной зависимостью. По мнению наблюдателей, игра Вашингтона достойна премии «Оскар».
Автор: Олег Сулькин