Новые аэропорты Донецка, Львова и Харькова, построенные к Евро-2012, заявляют об увеличении пассажиропотока и рейсов. Но эксперты уверены, что Украина в недостаточной мере использует потенциал своих новых авиатерминалов, сообщает Deutsche Welle.
Украина потратила около 900 миллионов долларов бюджетных и частных инвестиций на строительство современных аэровокзалов и взлетно-посадочных полос в Донецке, Львове и Харькове. Правительственные чиновники неоднократно заверяли общественность, что деньги не были «выброшены на ветер» и после проведения футбольного чемпионата у регионов останется «перспективное воздушное окно в мир».
Согласно официальным данным, после открытия новых авиатерминалов во всех трех городах наблюдается тенденция к увеличению как количества рейсов — в среднем на 25 процентов, — так и количества пассажиров. В этом году оно выросло по сравнению с прошлым: в Донецке на 66, во Львове на 57 и в Харькове на 59 процентов. Аэропорты прогнозируют улучшение этих показателей уже к концу текущего года за счет открытия новых рейсов.
Нюансы рекламы
Тем не менее, радость по поводу успешного использования новых аэропортов не разделяет украинская общественная организация «Европатруль», занимающаяся контролем объектов, построенных к Евро-2012. Ее руководитель Вячеслав Коновалов заявил DW, что рост показателей, который демонстрируют аэропорты, продержится еще от силы год-два: «Боюсь, что аэропорты останутся «дворцами среди пустыни», если не будет роста экономики и серьезных вливаний в транспортно-туристическую инфраструктуру этих городов». Коновалов убежден, что ответственность за раскрутку имиджа Украины в мире и, соответственно, за возврат вложенных миллионов в аэропорты должно нести правительство.
«У них есть бюджет на рекламу Украины. И я не исключаю, что бизнесмены, которые вложили свои деньги в строительство отелей, транспортную инфраструктуру под Евро 2012, скоро начнут «бегать с дубинками» за правительственными чиновниками», — считает глава организации «Европатруль». По его словам, серьезную работу по привлечению туристов ведут пока лишь городские власти Львова.
С тем, что после проведения Евро 2012 «европейское небо» стало более доступным для жителей Львова, чем для Харькова и Донецка, согласна директор харьковского турагентства «Хит сезона» Светлана Демьяник. «Уже из расписания рейсов понятно, что из Львова можно, например, попасть в несколько городов Германии и Польши, — указывает Демьяник. — Из Донецка европейских рейсов меньше, но почти в два раза больше, чем из Харькова».
Такие региональные особенности эксперт объясняет не только туристической привлекательностью. «Во Львове больше людей, которые ездят на заработки в ЕС, — говорит Демьяник. — На Донецк сейчас в деловом отношении есть больший спрос, чем на Харьков, который утратил свой былой промышленный потенциал».
Экономика и законодательство
С тем, что рейсов в страны Евросоюза после проведения Евро-2012 могло бы быть больше, согласны во всех трех аэропортах. Почему?
В Харькове ссылаются на то, что «единственным препятствием для иностранных авиакомпаний является получение разрешений, которые не всегда могут быть выданы». Тем не менее, аэропорт обещает завершить переговоры и открыть рейсы в Варшаву, Мюнхен и Рим. Донецк, где европейских рейсов гораздо больше, уверенно прогнозирует «увеличение их числа, учитывая интенсивное становление города как деловой столицы».
Львов, откуда и так можно попасть в несколько стран Европы, анонсирует появление новых рейсов уже этой осенью и надеется, что правительство все-таки утвердит инициативу министерства инфраструктуры, ходатайствующего о предоставлении льготных условий авиадискаунтерам.
По мнению директора «Хита сезона», не слишком активное расширение авиасообщения Украины с миром объясняется отголосками экономического кризиса 2008 года. «Авиакомпании сейчас перестраховываются. Они изучают спрос в регионах и возможные риски. Рейсов будет больше, но просто — позже», — уверена Светлана Демьяник.