На заседания Совета ВТО по торговле товарами вчера речь шла о жалобах представителя Евросоюза на «всплеск» применяемых РФ в рамках ВТО «протекционистских мер», «некоторые из которых нарушают правила глобальной торговли». В своем выступлении представитель Евросоюза отметил как «возможно противоречащие правилам ВТО» запрет на импорт в РФ живых животных из ЕС, утилизационный сбор на импортные автомобили, отметив также наличие «других областей, в которых ЕС имеет вопросы или сомнения по поводу полноты исполнения РФ ее обязательств перед ВТО». Озабоченность ЕС наличием в России утилизационного сбора поддержали представители США и Японии, пишет «Коммерсант-Украина».
Напомним, утилизационный сбор с импортных автомобилей действует в России с 1 сентября текущего года. Величина сбора варьируется от 420 евро (540 долларов) для легковых авто до 150 тысяч евро для тяжелых строительных машин.
Российские власти в последнее время демонстрируют готовность к спорам в рамках ВТО. «Все члены ВТО нарушают правила…, судятся между собой, и это нормально»,— ранее заявил вице-премьер РФ Аркадий Дворкович. «Об официальной жалобе ЕС в ВТО нам неизвестно, однако мы готовы отстаивать свою позицию, в том числе и в судебном органе ВТО»,— заявили вчера в минпромторге РФ.
В то же время российские чиновники не верят в возможность подачи ЕС официальной заявки на рассмотрение торгового спора с Россией. «Формально пожаловаться можно, но это не в интересах компаний. Иностранные компании, работающие на рынке РФ, очень боятся потерять свое место и вряд ли будут толкать Брюссель на жалобы»,— заявил директор информационного бюро по присоединению России к ВТО Алексей Портанский.
Примечательно, что в ходе вчерашнего заседания Совета ВТО поднимался и вопрос введения подобного утилизационного сбора и Украиной. По словам представителя ЕС, Украина, которая также планирует ввести аналогичную норму, будет вынуждена ее отменять, так как она несовместима с правилами ВТО.
Напомним, на прошлой неделе Верховная рада приняла в первом чтении законопроект N11260 «О внесении изменений в Налоговый кодекс относительно уплаты экологического налога за утилизацию снятых с эксплуатации транспортных средств». Согласно нему, утилизационный сбор будут уплачивать производители легковых и грузовых автомобилей, автобусов и спецтехники. При этом национальные производители, имеющие полный цикл производства, будут избавлены от уплаты этого сбора, обязуясь лишь обеспечить самостоятельную утилизацию своей продукции. В то же время парламент проигнорировал аналогичный правительственный законопроект, согласно которому утилизационный сбор будут платить все производители, а льгота для национальных производителей состоит лишь в возможности самостоятельно использовать эти средства на создание утилизационных мощностей.
Как пояснил министр экономразвития Петр Порошенко, разработанный Кабмином законопроект полностью соответствует нормам ВТО. «Согласно нему, утилизационный сбор будут платить все производители без исключения, а поэтому никакой дискриминации в нем нет»,— пояснил министр. При этом господин Порошенко не стал комментировать соответствие нормам ВТО законопроекта, принятого парламентом в первом чтении, отметив лишь, что в случае его принятия в целом Кабмин «определит свою позицию по нему для подачи президенту».