Банкиры заводят своим детям-школьникам сейф и выдают им кредиты
Начало учебного года всегда добавляет в семейном бюджете дополнительную статью расходов – карманные деньги для школьников. Большинство родителей решают этот вопрос быстро: выдают ребенку каждый день фиксированную сумму денег и сами решают, на что он может их потратить. Но есть и люди, которые подходят к такой, казалось бы, банальной процедуре с долгосрочным расчетом. Они не просто дают школьникам деньги, но и учат правильно их тратить. А кто может лучше всех знать, как обращаться с деньгами, если не банкиры? Поэтому мы решили расспросить их о секретах финансового воспитания детей, которые может взять на вооружение каждый из нас. «У СЫНА ЕСТЬ СЕЙФ» Томаш Боровски, операционный директор Platinum Bank: «У меня двое детей, но сейчас вопрос финансового воспитания актуальный только для старшего сына — ему 5 лет. С ним я начал говорить о деньгах с 3-х лет. Причем делал это на том же уровне, что и вопросы из серии «Откуда берется снег, тучи на небе или грязь на футболке?». Прежде всего я стараюсь научить уважительному отношению к деньгам. Для этого можно сыграть на ассоциациях. Например, показать, как тяжело самому вырастить зеленую траву в цветочном горшке. А потом сравнить этот процесс с усилиями, которые прилагаются к зарабатыванию денег. Также важно рассказать об ограниченности наших денежных ресурсов и важности их правильного распределения. К примеру, имея 5 конфет на 5 дней, можно съесть их за один раз, а четыре оставшихся дня мучиться без сладкого. А можно разделить по одной в день и наслаждаться меньшей частью, но регулярно. После этого можно перейти к поиску альтернативных вариантов решения проблемы при ограниченных денежных ресурсах. Важно показать, что способ достижения цели — к примеру, получение дорогого замка для рыцарей, — это не всегда деньги. Можно найти альтернативный вариант: не покупать, а сделать этот замок своими руками. Для этого понадобятся всего лишь коробка, скотч, клей и фломастеры. В таком случае ребенок получит удовольствие от проделанной работы. К тому же на сэкономленные деньги ему можно будет купить рыцарей. Кроме того, у сына есть маленький сейф, в который он складывает мелочь на желаемые покупки. Он очень ответственно подходит к этому процессу: постоянно пересчитывает накопленное, обдумывает, сколько же еще нужно на новую игрушку. Но самое главное, чему я хочу научить своих детей, — что деньги — это не цель жизни, и ни в коем случае не нужно оценивать друзей по их материальному состоянию». «ЦЕННОСТЬ ДЕНЕГ МЫ ОБЪЯСНИЛИ В ЧАСАХ РАБОТЫ БАБУШКИ» Владислав Рашкован, финансовый директор UniCredit Bank («Укрсоцбанк») «Моей дочке Соне 7 лет, и она уже учится во втором классе. К счастью или к сожалению, но у нее свободные деньги появились гораздо раньше, чем у меня в детстве. Оставляя ее на даче с бабушкой, уже в 5 лет мы давали ей 30 грн на неделю на мороженое. Хорошо помню, что первые 30 грн она потратила за 1 день, купив не только мороженое (себе и бабушке в подарок), но и журналы, и какие-то бусы. Зато осталась без мороженого до конца недели. Это был хороший урок для нее. В следующие недели она была более осмотрительной. Есть мнение, что привычка давать деньги детям на постоянной основе создает у них ложную «подушку безопасности» (то есть уверенность, что родители всегда помогут), но, по-моему, в этом и проявляется функция родителей. По крайней мере, в нашей семье. Кроме того, мы уже играем с Соней во взрослую «Монополию». Мне кажется, мы выбрали правильное время для приобщения ее к финансовой грамотности — в школе она очень нужна, так как количество карманных денег начало увеличиваться. Поэтому к школе Соня подошла более менее подготовленной. Она знала, сколько денег у нее в кошельке, сколько нужно на обед, сколько на мороженое или пирожки. Она знала, что если будет экономить, то за несколько недель сможет купить себе игрушку. В качестве негативного опыта хочу рассказать, что количество денег у детей в школе, да и отношение к ним в семьях разное. В связи с этим для меня стало неожиданным высказывание Сони (явно сформированное под влиянием одноклассников) о том, что 500 грн — это небольшие деньги. Пришлось переводить 500 грн в часы работы бабушки и другие альтернативные меры стоимости, чтобы объяснить, что любые деньги необходимо уважать и беречь, так как они достаются трудом. Урок о ценности денег был выучен». «В 15 ЛЕТ СЫН ВЗЯЛ У НАС КРЕДИТ НА ВЕЛОСИПЕД» Людмила Никитюк, начальник отдела администрирования персонала управления по работе с персоналом «Банка Кипра»: «У меня двое детей — сын и дочь. Уже с 5 лет они начали понимать назначение магазинов и то, что игрушки просто так не раздают. Поэтому уже в этом возрасте важно объяснить ребенку назначение денег, а также то, откуда они берутся и для чего нужны в жизни. В этот период у детей уже возникает потребность чувствовать себя самостоятельными — ребенок сам хочет расплатиться за вещи в магазине. Думаю, этому не нужно препятствовать, а наоборот — стоит способствовать. Это позволит ребенку преодолеть комплекс страха перед продавцом — чужим человеком, научит правильно формулировать вопросы, слышать ответы, благодарить и даже считать сдачу. Конечно, вначале покупки лучше делать под присмотром родителей или в форме игры. Затем ребенка нужно научить аккуратному отношению к деньгам, умению распределять их, оценивать стоимость желаемой вещи и количество денег на ее приобретение. Я не давала своим детям много карманных денег. Мне кажется, что это может вызывать зависть у одноклассников и привести к агрессии с их стороны. Научите ребенка не хвастаться своими деньгами, стараться использовать их по назначению, а также не делать непредвиденных покупок, не посоветовавшись с родителями. Когда детям было 12 лет, я познакомила их с нашим семейным бюджетом, с доходной частью и затратами по статьям. Основные покупки, которые требовали больших расходов, мы старались продумать наперед и откладывали на них в течение нескольких месяцев. Самостоятельно накопленные деньги дети распределяли по своему желанию. Когда в банках проходили акции по открытию депозитных счетов для детей, мы предлагали им часть своих карманных денег положить в банк и рассказывали им, как можно на этом заработать. Был случай, когда мы дали деньги в кредит сыну (ему тогда было 15 лет) для покупки велосипеда, который он хотел. Мы составили письменный договор, и в течение года он из своих карманных денег отдавал нам ежемесячно оговоренную сумму». Другие советы от банкиров и комментарий психолога читайте на нашем сайте в ближайшее время
Финансисты поделились советами, как правильно научить ребенка финансовой грамотности
При подготовке статьи были использованы материалы: www.segodnya.ua