Александр Дьяченко: "Отказался играть украинца, чтоб роль не "пахла" политикой"
С актером мы беседуем в Москве — на съемочной площадке сериала «Пепел» (военная сага, действие которой будет разворачиваться с 1938 по 1948 годы). — Александр, а это правда, что по сюжету «Пепла» вы должны были играть украинца Федора? — Изначально в сценарии был прописан чеченец по имени Алехан, который был профессиональным убийцей и сносил все на своем пути. Когда мне предложили сняться в этой роли, особого желания у меня не возникло, и я тут же отказался. А когда спустя какое-то время я познакомился с режиссером Вадимом Перельманом (экс-киевлянин, работающий ныне в основном в Голливуде. — Авт.), из чеченца герой плавно перетек в украинца Федора, но от него я тоже отказался. Не хотел, чтобы моя роль «попахивала» политикой, как и не хотел через Федора подставлять Украину (смеется). А потом появился каталонец-испанец Диего, который по сюжету находится рядом с героем Машкова и, по сути, является его тенью. — Знаю, что вы до сих пор живете в Америке и даже снимаетесь там в кино, но из российских актеров там все равно знают только Машкова… — Я живу в Америке с 1992 года, но кроме этого еще проживаю в Москве и Питере. Фамилию Машкова называют потому, что он работает в серьезном кино, фильмах категории «А» — блокбастерах. Я же работаю в кино независимом. Если говорить статистическими данными, то в год в Америке снимается около 900 фильмов, из них так называемых голливудских — порядка трехсот. Остальные же попадают в ограниченный прокат, зрители их могут увидеть разве что на фестивалях. А в России и Украине это кино вообще не показывают. Но, честно вам скажу, последнюю картину в Америке я отработал 6 лет назад, потому что в России у меня уже самодостаточная востребованность. Это и есть причина, по которой большую часть времени я провожу здесь. — В этом году исполнилось 10 лет со дня гибели Сергея Бодрова, с которым вы снимались в «Брате-2». Помните, как вы с ним познакомились? — Сначала я познакомился с Балабановым на «Минфильме», но тогда я еще не знал, что он собирается снимать кино в Америке. Позже мы уже встретились с ним на международном фестивале в Чикаго, куда он привез свою картину «Про уродов и людей». Там я его повозил по окрестностям, по самому штату, всего три дня мы путешествовали. И через месяц буквально он мне позвонил и сказал, что запускает продолжение «Брата» и у него есть для меня роль, точнее, две. Я говорю: «Леш, очень приятно, спасибо!» А он: «За что спасибо? Снимешься сначала, потом будешь благодарить». А с Сергеем я познакомился, когда приехал на съемки в Россию. Первым делом мы поехали к нему домой обсуждать роли. Я не могу сказать, что мы задружились и были не разлей вода, но мы были приятелями. И потом, после «Брата-2», мы часто пересекались и в Питере, где я встречался по работе с Балабановым, и в Москве. После трагедии в Кармадоне я с его женой Светой встречался всего несколько раз, чаще на телевидении. И я могу вам так сказать: для Светы Сергей жив, и она его до сих пор ждет. Кстати, именно по этой причине я не поучаствовал ни в одной из тех передач, которые были посвящены Сергею и в которые меня звали все эти 10 лет. Я не считаю вправе говорить о Сергее что-либо, ведь если для его жены и детей он жив, значит, так должно быть для всех остальных. Хотя это и попахивает легким идиотизмом. — Большинство актеров признавались мне, что снимаются в сериалах в первую очередь исключительно из-за денег. Посмотрев вашу фильмографию, я сделала вывод, что вы тоже не брезгуете этим? — Разделения артистов на киношных и сериальных вообще-то не существует. Все артисты так или иначе рассматривают работу в сериалах, потому что это действительно быстрый заработок, причем в рамках профессии. А дальше — у кого как складывается. Я же работаю и в кино, и в сериалах, но так получается, что чаще это все-таки сериалы. И лично для меня в них проще сниматься, чем в артхаусе, например. Конечно, ставку никто не отменял, но при выборе работы, во всяком случае лично для меня, гонорары не имеют значения. Как и сюжет произведения порою. Главное — это коллектив, с которым мне предстоит работать. Мне уже не 20 лет, чтоб я рисковал своим здоровьем. И приходил на площадку и понимал, что я не смогу работать под руководством некоторых индивидуумов, с которыми даже в обычной жизни невозможно найти общий язык. Такое, увы, в моей карьере случалось. Я очень скурпулезно выбираю для себя компанию, с кем быть. — Знаю, что в России приняли закон, по условиям которого всех актеров решили сделать частными предпринимателями, чтобы таким образом исключить зарплату в конвертах. Как вы к этому новшеству относитесь? — Это совершенно нормальный способ ведения отношений в компаниях. Когда с началом съемок картины, открывается ИП (индивидуальное предприятие. — Авт.), тогда каждый актер получает свои деньги «по-белому», на свой личный счет. К тому же по закону у нас есть еще 6%, которые идут государству в качестве налога, и снова исключается всякая работа «по-черному». И, как я знаю, сейчас практически все актеры уже работают «по-белому», это выгоднее. БЛИЗНЕЦ ИЗ «БРАТА» Имя: Александр Дьяченко После окончания электротехнического института Дьяченко уехал на ПМЖ в Америку. Там снимался в рекламе, в массовках, работал фотомоделью для постеров и даже был спортивным менеджером. В Америке Дьяченко получил актерское образование. Служил там в местном театре. В России его карьера началась с фильма Алексея Балабанова «Брат 2», в котором он сыграл двух братьев-близнецов Дмитрия и Константина Громовых. Свою личную жизнь Дьяченко держит в тайне. «Моя главная нежность — мама, — говорит актер. — Она лояльно относится к тому, как я строю свою жизнь». Снимался в картинах: «Звезда», «Баязет», «Белое золото», «Лебединый рай».
Родился: 12.06.1965 в Санкт-Петербурге (Россия)
Карьера: актер
Актер, переигравший в кино разномастных подонков и убийц («Брат-2», «Волкодав
из рода серых псов»), — о том, почему не любит говорить о Бодрове, от каких ролей отказывается и о зарплатах актеров