Актер Дени Лаван рассказал москвичам о работе в фильме Holy motors
МОСКВА, 9 окт — РИА Новости. Французский актер Дени Лаван (Denis Lavant), исполнивший главную роль в новом фильме Леоса Каракса «Корпорация «Святые моторы» (Holy motors), в понедельник вечером после премьеры картины в кинотеатре «Пионер» в Москве пообщался со зрителями и рассказал о том, как он сам воспринимает этот фильм.
«Для меня это притча о человеческой жизни. Многие критики говорили мне, что этот фильм — признание в любви к актерам, восхваление актерской профессии, но я смотрю на него шире. Хотя, когда я работал над этой картиной, я проще смотрел на нее. Но после того, как увидел весь фильм на премьере в Каннах, стал воспринимать его иначе, вдруг почувствовал его. По сути, это история призрака. Главный герой — Оскар — все время перевоплощается и доводит это до крайности. Но ведь, в сущности, каждый из нас играет какую-то роль. Мы все время можем надевать разные личины — для общения с начальником, учеником, другом, коллегой. Человек постоянно меняется и перевоплощается. Поэтому в этом фильме речь идет вообще о человеческой жизни. О том, что мы каждый день сами проживаем несколько ролей», — отметил Лаван.
Главный герой картины «Корпорация «Святые моторы» — Оскар — едет в лимузине и постоянно перевоплощается в разные образы: от серьезного банкира до попрошайки на улицах Парижа.
«Пока я играл, я меньше всего думал о самом персонаже Оскара. Я все время думал о тех десяти персонажах, которых играет он. Для меня сам месье Оскар не был загадкой. Это его путь, так он проживает свою жизнь, и это в какой-то мере и моя жизнь, потому что за один день я тоже таким образом проживаю свою актерскую жизнь, которая состоит из театра, поэзии, кино. Я живу своими ролями, выбираю через них свой жизненный путь. Иногда это тяжело, изматывает, но почти всегда это меня занимает. Слава богу, есть у меня это ощущение ликования от игры. Она всегда меня захватывает. И в этом я нахожу счастье. А месье Оскар иногда бывает усталым и грустным, так как он живет только своей профессией. Чудовищно то, что у него нет собственного жизненного пути, личной жизни. Даже семьи не его: он каждую ночь оказывается в другой семье. Месье Оскар начинает жить только с того момента, когда он начинает играть. Но так на это смотрит Леос. У меня немножко другой взгляд. Я уже 35 лет занимаюсь актерским ремеслом. Вроде бы это не совсем жизнь, но при этом ты изображаешь эмоции и чувства человека, заставляешь их жить перед камерой или перед публикой. Это интересное ощущение. Это часто опасная профессия, даже пугающая. Перед выходом на сцену или перед тем, как пуститься во все тяжкие в таком чокнутом фильме, как у Леоса, я спрашиваю себя: «Зачем я всем этим занимаюсь?» И этот вопрос порой перерастает в меланхолию, которая и дает динамику игры. Так я себя обретаю, и для меня это счастье. Оно состоит в том, что ты даришь счастье людям. Я могу это делать только в игре, просто потому, что ничего другого не умею. А ведь в жизни подарить счастье гораздо труднее», — сказал Лаван.
Одним из обличий Оскара становится известный по короткометражке Леоса Каракса в альманахе «Токио!» месье Мерд (Merde) — «существо из канализации», убивающее людей и поедающее все, что есть на пути.
«Месье Мерд появляется здесь не случайно. Это был персонаж, на котором я, спустя 15 лет после «Любовников с Нового моста» (фильм Леоса Каракса 1991 года с Дени Лаваном и Жюльетт Бинош в главных ролях), встретился с Леосом Караксом. И это своего рода изобретенный персонаж. Мы его изобретали с Леосом. Он придумал такого наполовину мистера Джекила, наполовину мистера Хайда. Месье Мерд — составной персонаж. Вот этот его глаз белый, эти ногти — все на него накладывается и составляется. Работая над ним, мы с Леосом поняли, что есть сила преображения, которая в какой-то степени и дала толчок новому фильму. Поэтому месье Мерд имел полное право появиться здесь», — подчеркнул актер.
В образе месье Мерда Дени Лаван появляется в «Корпорации «Святые моторы» в сцене с известной актрисой Евой Мендес. Помимо нее, в новом фильме Леоса Каракса также играет певица Кайли Миноуг. Но Дени Лавану пришлось сниматься не только с такими красивыми и знаменитыми женщинами, но и… с обезьянами. По словам актера, именно работа с ними на съемочной площадке далась ему сложнее всего.
«Это же необычные актеры, они реагируют совсем не так. Остальные сцены снимались сразу, все шло как-то ровно: проходили репетиции, съемки. А тут мне пришлось месяца за три до фильма приходить к дрессировщику, чтобы они привыкли ко мне, а я — к ним. В фильме снялись две обезьянки, большая — Тиби и маленькая — Каролина. Тиби уже актриса, она много раз снималась в кино, и здесь она прекрасно сыграла, хотя мой первый контакт с ней был довольно сложный. Представляете, животина идет на тебя, протягивает руку и еще и улыбочку такую, оскал тебе адресует, и ты не знаешь, что делать. Дрессировщик сказал, что нужно погладить ей животик — это первый контакт с обезьяной должен быть, чтобы с ней познакомиться. Я так и сделал, вроде все получилось. А вот Каролина — она дикая. Леос хотел, чтобы она в самой первой сцене, когда я вхожу в дом, вышла из маленькой дверцы, но она стала бунтовать, страшно испугалась, стала вопить, вращать глазами, кривляться, лезть на стены. Вид такой чокнутой, обалдевшей обезьяны — вещь впечатляющая, конечно. Не зря мы снимались! Я вообще боялся, если честно, с ними играть, так что перед этой сценой пришлось себя настраивать: «Все будет хорошо, успокойся, это же твоя семья. Сейчас ты войдешь, и все будет хорошо». И все получилось», — рассказал Дени Лаван.
Новый фильм Леоса Каракса он называет результатом их совместной работы.
«Это очень динамичный фильм, очень щедрый со стороны Леоса. Дело в том, что на первых фильмах мы с Леосом Караксом почти не разговаривали. Я был таким актером, который соглашается быть ведомым, которого режиссер направляет, любит снимать и на которого проецирует свой внутренний мир. И отношения у нас были очень странные, очень трудные. Леос — один из самых требовательных режиссеров. Он требовал, чтобы я выходил из себя, рисковал, делал то, что никогда не умел. Например, «Любовники с Нового моста» были для меня настоящим испытанием. Мне всегда хотелось каких-то более доверительных отношений с режиссером. И вот наконец спустя 30 лет мы пришли к тому уровню доверия, который и увенчался фильмом «Корпорация «Святые моторы».
Планировалось, что фильм Леоса Каракса выйдет в России с оригинальным названием — Holy motors, но кинотеатры попросили прокатчиков все-таки дать русскоязычный вариант. Хотя в самой Франции фильм выходил под оригинальным — англоязычным — заголовком, и это не помешало ему успешно пройти в кинотеатрах.
Смысл названия Holy motors Дени Лаван объяснил ностальгией режиссера по старым формам кино.
«Леос пытался объяснить название фильма в Каннах. Он напомнил реплику, которую Оскар произносит перед главным режиссером, когда у них идет разговор о камерах. Оскар говорит, что раньше камеры были громадные, а сейчас — они меньше булавочной головки, и ты перестаешь им верить. Леос также рассказывал, что название Holy motors связано с ностальгией по старому кино, когда режиссер говорил «Мотор», и действие начиналось. В моторе есть что-то механическое, инструментальное. Он как бы заводит меня как актера. А сейчас снимают на видео и говорят, цитирую Леоса, не «Мотор», а «Power». Но в фильме, как мне кажется, Леос выражает не только ностальгию по старому кино, но и веру в будущее кинематографа», — заключил Дени Лаван.
При подготовке статьи были использованы материалы: www.ria.ru