30 сентября в Грузии проходили парламентские выборы, на которых по предварительным подсчетам победила оппозиция. Президент страны Михаил Саакашвили уже признал поражение своей политсилы и выразил готовность работать с новым парламентским большинством. Но будет ли плодотворным такое сотрудничество?
Признанное поражение
Прошедшие 30 сентября выборы в парламент Грузии не порадовали президента страны – его политическая сила проиграла. Причин тому было несколько. От недовольства населения страны социальными преобразованиями (в частности, реформа ЖКХ вызвала нарекания многих грузин), в ходе которых все больше граждан страны оказывалось в непростом финансовом положении, до всколыхнувшего страну как раз перед выборами скандала с пытками в тюрьмах. Последний вывел на улицы грузинских городов многотысячные демонстрации. Отставки и перестановки в правительстве сгладить ситуацию уже не помогли. Правительству Вано Мерабишвили и президенту страны Михаилу Саакашвили, несмотря на успех ряда проводимых ими реформ, не удалось решить ряд наболевших для грузин вопросов. Таких, например, как высокий уровень безработицы и бедность значительной части населения Грузии. Свою роль сыграла и война 2008 года. Грузинская оппозиция уже не в первый раз пыталась выиграть выборы у политсилы Саакашвили. На этот раз с президентской партией «Единое национальное движение» сражалась коалиция «Грузинская мечта». Ее лидером является Бидзина Иванишвили – грузинский миллионер, лишенный гражданства страны. Номинально движение возглавляет политик Манана Кобахидзе. Кроме того, о поддержке политсилы заявили такие популярные люди, как футболист Каха Каладзе и гроссмейстер Зураб Азмайпарашвили.
Участие популярных людей, прозападный курс Иванишвили вместе с тем, что он не был замечен, в отличие от таких оппозиционеров, как Нино Бурджанадзе, в окружении действующего президента, а также разочарование политикой властей и привело к тому, что «Грузинская мечта» таки победила. Пока официальный подсчет голосов не окончен. Однако предварительные данные не оставляют поводов для радости властей: около 55% голосов отдано за оппозиционную коалицию. Поражение своей политсилы уже признал президент страны. «После суммирования предварительных результатов парламентских выборов, очевидно, что на этих выборах преимущество завоевала коалиция «Грузинская мечта»… Вам хорошо известно, что для нас, для меня фундаментально неприемлемы были и есть взгляды этой коалиции, между нами есть очень глубокие различия, и мы считаем, что их взгляды крайне ошибочны, но демократия работает таким образом, что грузинский народ большинством принимает решение. И это есть то, что мы очень сильно уважаем», — заявил Саакашвили. «Рабочая группа, которая будет вести диалог с победившей на выборах политической силой, сформирована. В ее состав вошли действующий председатель парламента Грузии Давид Бакрадзе, мэр Тбилиси Гиги Угулава, председатель парламентского комитета по юридическим вопросам Павлэ Кублашвили и я», — заявил в четверг журналистам секретарь Совета национальной безопасности Грузии Гига Бокерия. «Фактически, мы признаем, что «Грузинская мечта» выиграла выборы, причем, с таким преимуществом, что было бы оскорбительно для избирателей тянуть с формированием нового правительства. И президент Грузии не будет тянуть с этим вопросом», — отметил он. «Впервые в истории Грузии новая сила пришла во власть путем демократических выборов. Мы надеемся, что и президентские выборы, которые должны пройти в 2013 году, пройдут также демократично и свободно, как и эти парламентские выборы», — подчеркнул Бокерия и напомнил победителям о том, какая на них лежит ответственность.
Однако оппозиционеры уже сейчас заявляют: президент должен уйти в отставку. «Есть пути вынудить его это сделать, но будет лучше, если сделает это сам. Мы должны управлять ситуацией. У него есть единственный путь – уйти в отставку. В другом случае ему будет сложно действовать», — отметил Иванишвили. Однако президент Грузии так просто сдаваться не намерен. Саакашвили прекрасно знает свои полномочия. Через Бокерию он уже дал понять, что отказываться от поста не будет. А оппозиционерам еще предстоит серьезно потрудиться для того, чтобы поколебать позиции президента. Пока же Иванишвили призывает своих сторонников прекратить акции протеста. «У меня есть просьба к нашим сторонникам в связи с тем, что в городах не прекращаются выступления уже бывшей оппозиции. Мы сегодня уже являемся властями. Нужно время и максимум до конца месяца власть полностью перейдет к нам. Мы создадим новое народное правительство, которое я обещал населению Грузии, но в течение всего это времени я прошу сохранить максимальное спокойствие», — отметил он. Однако такой оптимизм опального миллиардера преждевременный.
В шаге от политического кризиса
Будь на дворе 2013 год, слова Иванишвили о том, что его политсила – это «власти», были бы оправданными. Именно с этого года начинает действовать конституционная реформа, согласно которой Грузия из президентской республики превращается в парламентскую. Но до этого момента в государстве главный по-прежнему президент. И именно от Саакашвили зависит, сможет ли Иванишвили со товарищи действительно стать «властью». Так, президент сохраняет право вносить на голосование в парламент кандидатуру премьера. Например, столь непопулярного среди оппозиционеров Вано Мерабишвили, который сегодня и является премьер-министром. Безусловно, «Грузинская мечта» вряд ли поддержит такого кандидата. Даже если Саакашвили будет вносить эту кандидатуру трижды. Если оппозиционеры и на третий раз не согласятся на премьерство Мерабишвили, президент в соответствии со своими конституционными полномочиями распустит парламент. И через полгода Грузия снова будет проводить выборы. Впрочем, пока сам Саакашвили дал понять – он «жульничать» не будет. «Парламентское большинство должно сформировать новое правительство, и я, как президент, в определенных Конституцией рамках, буду содействовать процессу того, чтобы парламент начал работу, и парламент смог избрать председателя парламента и сформировать новое правительство», — заявил грузинский президент. С другой стороны, его политсила получила свыше 40% голосов, а значит, ее интересы при формировании нового правительства тоже нужно учитывать. Скрепя сердце, коалиции Иванишвили придется идти на кооперацию с партией Саакашвили. Но будет ли плодотворно сотрудничество уже бывшей власти с такой же бывшей оппозицией по формированию нового правительства? И тут у «Грузинской мечты» как раз есть «Ахиллесова пята». Эта политсила – коалиция из разных партий. Лидеры некоторых из них не так непримиримо настроены к Саакашвили, как лидер «Грузинской мечты». Свою готовность сотрудничать с грузинским президентом уже выразили такие политики, как лидер «Свободных демократов» Ираклий Аласания и представитель республиканской партии Тина Хидашели. Оппозиция не монолитна, и Саакашвили вполне может договориться с некоторыми партиями о сотрудничестве. Да и президентские полномочия Саакашвили имеет еще год. И еще год действует «старая» Конституция. А значит, президент – решает многое и вполне может «надавить» на парламент. Это признают и коалицианты. «Саакашвили расставил много ловушек в Конституции», — отмечает Иванишвили.
Неприятие лидером вчерашней оппозиции президента страны может существенно осложнить ему жизнь и на международной арене. В США такие политики как бывший конкурент президента страны Барака Обамы Джон Маккейн и его «коллеги» по Сенату Джо Либерман и Линдси Грэм уже заявили об обеспокоенности словами Иванишвили по поводу отставки главы Грузии. Сенаторы напомнили об успехах реформ молодой грузинской команды. Если Иванишвили рассорится с США, вчерашняя партия власти — новая оппозиция не преминет повторить свои обвинения в «пророссийскости» политика, что для Грузии, пережившей конфликт 2008 года, является довольно болезненной темой. Таким образом, с победой на выборах для Иванишвили борьба за лидерство на политической арене Грузии не оканчивается, а только начинается. Неплохим вариантом для него было бы выждать время до 2013 года, когда вступит в силу конституционная реформа. Но хватит ли у Иванишвили терпения? Да и решения проблем сторонники коалиции ждут от него уже сейчас. А пока Грузия может похвастаться честными выборами – небывалым достижением на постсоветском пространстве.