Мораторий неопределенного действия

Дата: 18.10.2012

Мораторий неопределенного действия

Едва успев создать в Украине Земельный банк, отечественные парламентарии решили, что сельскохозяйственные земли продавать пока все-таки не стоит. 16 октября ВРУ приняла в первом чтении еще один законопроект-мораторий, но действующий по новым правилам. Четкая дата «Нельзя продавать до» законом может уже не определяться.

Мораторий по-своему

Возрождение острого интереса украинского парламента к околоземельным вопросам совпало с разгаром избирательной кампании. В силу чего накал страстей при обсуждении и без того острой для Украины темы взыграл с новой силой. В последнее время ВРУ «одной рукой» принимала смежные законопроекты (и в первую очередь – о создании Земельного банка, который «Подробности» уже рассматривали), а «другой» – настойчиво заверяла в том, что такой рабочий энтузиазм к неожиданным переменам все-таки не приведет. Дополнительную остроту ситуации добавляло то, что предыдущий мораторий на продажу земель сельскохозяйственного назначения должен был истечь 1 января 2013 года. И с приближением выборов об обновлении старого закона заговорили не только оппозиционеры или союзники ПР (но не в этом вопросе) из КПУ, но и представители ядра парламентского большинства при идейной поддержке спикера. «Рынка земли не будет в ближайшей перспективе, я имею в виду земли сельскохозяйственного назначения», — обещал Владимир Литвин 15 октября. Как выяснилось, в ближайшее время продажа черноземов Украине может и не грозить. Вот только какое время окажется «ближайшим» пока определить трудно.

После того, как стандартного вида мораторий до 1 января 2014 года был отклонен еще 2 октября, начало операции «Запретить продажу» далось Партии регионов сравнительно легко. Технические по сути поправки к земельному кодексу авторства представителя президента в парламенте Юрия Мирошниченко были зарегистрированы как законопроект только 10 октября. Но уже 15 октября документ получил визы профильного комитета и Главного научно-экспертного управления, а на следующий день – принят в первом чтении 240 голосами. И хотя депутаты поддержали идею о рассмотрении инициативы по сокращенной процедуре, проголосовать за потенциальный закон в целом 16 октября не удалось. Слишком уж много нашлось возражений у других фракций.

Фактически, если законопроект в его нынешнем виде превратится-таки в закон, мораторий по-новому будет заключаться в запрете на куплю/продажу или иное вольное распоряжение паями «до вступления в силу закона об обороте земель сельскохозяйственного назначения». Таким образом, былая конкретика дат рискует уйти в прошлое. Максимум определенности в законопроекте «регионала» приходится на уточнение о том, что соответствующий законопроект Кабмин должен разработать «в шестимесячный срок после опубликования этого Кодекса». То, что основной текст Земельного кодекса был вообще-то опубликован еще в 2002 году, а, значит, поправка к заключительным положениям звучит несколько странно,  не прошло незамеченным для Комитета по вопросам аграрной политики. Там предлагают перед вторым чтением добавить законопроекту четкости и прописать в качестве крайней даты презентации необходимого законопроекта до 1 января 2013 года.

Однако привязка открытия рынка земель к неопределенной дате правительственного творчества и законодательного закрепления его результатов далеко не у всех вызвала восторг. Сторонники инициативы считают, что элемент неопределенности освобождает проблемный вопрос от ноток спекуляции на тему «Чья забота о народе самая долгосрочная?». «Мораторий продолжен не как обычно — на год, а до законодательного урегулирования вопросов земельных отношений. Это уже позволило снять политические спекуляции по поводу даты снятия моратория. Он будет снят, когда парламент уже следующего созыва примет те правила, по которым будет происходить оборот земель сельскохозяйственного назначения в нашей стране», — убежден глава Государственного агентства земельных ресурсов Сергей Тимченко. Но с такой позицией согласны немногие.

Запрет снятием красен

Парламентские оппозиционеры и примкнувшие к ним в этом вопросе коммунисты продолжают беспокоиться, что мораторий окажется куда более ограниченного действия, чем мог бы быть в том случае, если бы нардепы снова «привязались» к четкой дате. «Реальный замысел «регионалов» — после выборов (не исключено, что еще и нынешним составом парламента) тихонько принять закон об обороте земель сельскохозяйственного назначения и тем самым дать старт скупке земли», — пишет в своем блоге Анатолий Гриценко. «Данный законопроект — это принципиальный вопрос. Его нужно рассматривать только в первом чтении. Я вот открою тайну. Ко второму чтению мы как объединенная оппозиция будет настаивать поставить (как срок моратория, — «Подробности«) 1 сентября 2016 года. Это даст возможность провести инвентаризацию земель. Сложить реальный кадастр земли», — объяснял в сессионном зале позицию «меньшевиков» вице-спикер Николай Томенко.

Как и можно было ожидать, вторая сторона ни подобные сомнения не разделяет, ни претензии в свой адрес не принимает. «Те люди, которые начинают рассказывать, что после выборов будут проголосованы другие решения по этому вопросу, просто всех обманывают. Никаких других решений не предполагается в ближайшее время. И это – согласованная позиция по всей вертикали власти нашего государства по данному вопросу», — обнадеживает глава фракции ПР Александр Ефремов. Но при этом полноценную ясность в вопрос лидер парламентских «регионалов» не внес, поскольку заверил, что «шестимесячный срок моратория на продажу земли может продлеваться и дальше».

Видимая неопределенность ситуации с открытием рынка земли и в самом деле вольно или невольно приоткрывает возможности для маневра. Наиболее примечательным кажется именно тот отказ от привязки к конкретным датам, которуый сторонники законопроекта считают главным достижением. В подобной ситуации внести хоть какую-либо долю определенности могло ограничение в творческих сроках для Кабмина. Но со слов представителей правящего большинства можно сделать вывод о том, что всерьез ориентироваться на какие-либо рамки они не очень-то и собираются. «Что касается принятия закона  о рынке земли, это  длительная перспектива. Мы должны провести круглые столы, мы должны еще раз посоветоваться с теми, кто работает на земле. Закон мы делаем не для себя! Не для Верховной Рады!.. Поэтому пока мы не согласуем полностью все позиции, пока мы не выйдем на консенсусное  понимание философии закона, закон  о рынке земли приниматься не будет», — настаивал 16 сентября нардеп-«регионал» Михаил Чечетов. Таким образом, складывается впечатление, что с предложением Юрия Мирошниченко ПР пытается убить сразу несколько зайцев. Во-первых, продление моратория снимает «земельную» напряженность перед выборами. При этом не следует забывать, что сама по себе идея продажи земли в Партии регионов (если судить по ее программе) как трагедия не воспринимается. И в оппозиции считают, что неожиданный мораторий «по-региональному» как раз и является элементом избирательной стратегии. С другой стороны, сама специфика моратория позволяет вернуться к теме купли/продажи ценного ресурса сравнительно легко и быстро. Если проект Юрия Мирошниченко будет принят в нынешней форме, открытие рынка в любой момент может оказаться не за горами, ведь единственным препятствием для него станет лишь принятие/непринятие закона о земельном обороте. А вот каким он окажется – зависит от Кабмина. И от будущего (все же маловероятно, что настолько серьезную инициативу удастся реализовать за оставшиеся до конца каденции 3 пленарные недели) парламентского созыва.

Тем временем в правящем лагере настойчиво убеждают потенциальных избирателей в том, что никто и ни за что не откроет рынок без одобрения источника власти. Но не следует забывать, что слова «регионалов» об обязательном обсуждении – это пока не железно закрепленная норма. Как известно, летом 2012-го об основах языковой политики тоже собирались поговорить с экспертами и народом. Но только разговор начался уже после того, как скандальный закон был принят во втором чтении и вступил в действие. И все же приятные слуху граждан доводы «регионалы» пока еще не исчерпали. «Я не исключаю, что руководство государства выйдет на то, что по данному вопросу необходимо проводить референдум… Мы думаем, что это как раз тот вопрос, который необходимо выносить на согласование с народом», — считает Александр Ефремов. Твердость подобного намерения может быть проверена только практикой. А пока же Украину может ждать введение такого моратория на продажу земли, сроки действия которого, похоже, не спешат прогнозировать даже его инициаторы.

Опубликовать комментарий