Священная география «малой родины» касается каждого человека
Отец Андрей, какова история этого праздника? История этого дня связана с Голгофой, местом, где страдал Иисус Христос. Место распятия было специфически осквернено – на этом месте воздвигли храм Венеры, где совершались соответствующие блудные служения и жертвоприношения. Христианская же вера в первые столетия существования была почти повсеместно притесняема и гонима. Любовь ко Христу и молитвенная жизнь оплачивались кровью. И только в 4 веке н.э., когда христианство выстояло, неслыханно окрепло и повсеместно распространилось, царица Елена, мать первого христианского императора — Константина Великого, решила прославить и украсить место, которое дорого каждому христианину. Она прибыла в Иерусалим, где с помощью местных христиан отыскала Голгофу. По ее приказу храм Венеры был снесен, холм раскопан. На этом месте были найдены три креста: два разбойничьих и тот, на котором был распят Иисус. На него Елене и ее сподвижникам указало чудо. Именно этот крест был вознесен над большим собранием людей – воздвигнут. И люди, видя Священное Древо, не сдерживали радости и рыданий, восклицая многократно «Господи помилуй». Это событие, собственно, и является Всемирным Воздвижением Животворящего Креста. О чем христиане должны помнить в этот день? День Воздвижения Креста Господня строго напоминает нам о том, что святыни могут быть покрыты толстым слоем земли и забвения. Но вслед за этим обязательно приходит период их возвращения и новой жизни. Святыни воскресают, если в людях жива вера, и тогда вера обретает новую, еще большую силу. Этот праздник говорит нам о том, что внутренний духовный рост каждого христианина, и целых христианских общин должен не останавливаться даже тогда, когда главные святыни находятся в поругании. Еще раз вспомним первых христиан, гонимых в Римской империи. У них не было ничего, кроме веры и тысячи опасностей, и они были непобедимы в своем мужестве и простоте. Как почитали и почитают этот праздник? Традиционно, в честь великих событий созидаются храмы. Храмы в честь этого праздника называются Воздвиженскими, Крестовоздвиженскими. От названия этих храмов иногда получают имена целые городские районы. На Подоле есть Крестовоздвиженский храм, построенный в начале ХІХ века, который дал название прилегающему району – Воздвиженке. Люди, которые строили на Воздвиженке в прошлых веках и сегодня, которые живут, и будут там жить, произнося название своего района, таким образом славят этот праздник, и даже в быту, невольно приобщаются к этому славному событию. Так сложилось, что жители не всегда знают, о чем идет речь – с чем связано название района, в честь чего построен храм. Имена святых и событий, связанных с библейской историей событий, вплетены в географию городов по всему миру. Обычному человеку может быть неинтересно название района, в котором он живет, или мимо которого проезжает каждый день. Но когда он задумается, и захочет больше узнать и понять, то перед ним откроется другая география и иная историческая глубина. Мы с недавних пор слышим споры о том, как называть или переименовать ту или иную улицу в Киеве. Я думаю, что в исторической части города привязываться нужно к топонимам, которые связаны с событиями, которые уходят вглубь и связывают сегодняшний день с толщами минувших столетий. К сожалению, мест с такими названиями в Киеве не так много, и Воздвиженка – одно из священных названий, радующее слух и сохраняющее священную память. Я приведу пример многих европейских столиц, карты которых пестрят названиями: Сен-Жермен, Сен-Пьер, Сен-Дени, Сен-Поль, Сен-Лу, Сантьяго, Сан Себастьян, и так почти до бесконечности. Ведь все это – имена святых, зачастую — общехристианских святых, чтимых на Западе и на Востоке, чьи имена и храмы освящают жизненное пространство. Мне жаль, что карта метро или карта автобусных остановок Киева не пестрит подобным обилием святых названий. Вместо них слышны имена артистов, ученых, комиссаров. Священная география малой родины, на мой взгляд, касается каждого горожанина, и может быть преподаваема в школе. Важно, чтобы людям с юного возраста было дано глубокое понятие о городе, в котором они родились и живут; о тех местах, которыми их город силен и славен. В 30-х годах прошлого века многие храмы Киева пострадали, или были снесены. Крестовоздвиженский храм уцелел в этот сложный период истории. С чем, на ваш взгляд, это связано? В этом есть некая тайна. Что-то Бог позволил уничтожить и взорвать в лихолетье, а что-то – нет. Это может быть связано с тайной жизни обитателей этого места, молитвенников в этом храме. Коммунисты хотели весь мир разрушить до основания, как и пелось в программной их песне. Многое удалось, но не все. Если бы все вообще было отдано на откуп злой воле человека, картина мира была бы невыносимо ужасной. Но злая воля человека разбивается о непреодолимые препятствия Божьего замысла. И один из тайных рифов, это – скрытая, утаившаяся от глаз праведность людей, когда-то живших на сохранившемся месте. Так я думаю.
Воздвижение Креста Господня — один из знаковых праздников христиан всех конфессий. Православные христиане отмечают его 27 сентября . О его истории и значении мы говорим с протоиереем о. Андреем Ткачевым, настоятелем храма Агапита Печерского в Киеве.
При подготовке статьи были использованы материалы: www.segodnya.ua