Задерживавшим банду Дикаева милиционерам приказали не одевать бронежилеты
Ровно год назад страну всколыхнули события в Одессе. Во время непродуманной операции по задержанию банды Аслана Дикаева погибли два сотрудника милиции, еще четверо были ранены. Потом членов банды захватили, взяв штурмом и изрешетив буквально насквозь гостиницу, в которой они скрывались. И тогда же заговорили об ошибках — сознательных или случайных, — допущенных милицейским руководством. Какие выводы сделали правоохранительные органы из одесской бойни — и как сложилась судьба участников событий — Андрей Анастасов.
Сегодня на трассе возле села Кошары — траурный митинг. Год назад здесь при попытке задержать опасных преступников погибли инспектор ГАИ Александр Розмарица и боец «Беркута» Виктор Кожеко.
Тогда их буквально бросили под пули. Милиционеры должны были остановить машину чеченского киллера Аслана Дикаева, который с подельниками ехал в Одессу, на свою квартиру. Бандиты бросили в патрульных боевую гранату, а затем расстреляли. После окончания расследования, в прокуратуре заявили, это итог неправильно спланированной операции.
Андрей Анастасов, корреспондент:
— Более того, есть и другие данные следствия, которые ранее не публиковались. Оказывается, задерживать здесь бандитов вообще не было необходимости. В Одессе в самой квартире Аслана Дикаева ждала специально подготовленная группа захвата с соответствующим оружием и экипировкой. Но милицейское руководство, говорят в прокуратуре, решило козырнуть: мол, возьмём на трассе — голыми руками.
«Голыми руками» — не просто метафора, говорит инспектор Леонид Балецкий. Во время операции он получил тяжелейшие ранения и до сих пор не может ходить. Парень вспоминает — их заверили, что преступники — без оружия, защищаться не придётся. То же сказали командиру «Беркута»: ему взрывом гранаты контузило нерв на ноге.
Евгений Седловский, командир взвода батальона «Беркут»:
— Всё, что случилось на месте, не входит ни в какие рамки, всё можно было сделать по-другому и избежать при этом всего, что произошло.
Леонид Балецкий, старший инспектор ДПС:
— В салоне автомобиля находились у нас бронежилеты. Но руководство сказало: чтобы не привлекать внимание. То есть: если человек увидит — он заранее уже заподозрит — ну, и сказали: без бронежилетов!
Против бывших сотрудников милиции, которые разработали план операции, возбудили уголовное дело. Им инкриминируют «служебную халатность».
Александр Кравцов, зампрокурора Одесской области:
— Максимальное наказание, которое им может быть назначено судом в случае признания их виновными в совершении указанного преступления — это лишение свободы на срок от двух до пяти лет.
У погибшего Виктора Кожеко осталась мать. У Александра Розмарицы — жена и две дочери. В качестве компенсации пенсионерке сделали ремонт. А семье с детьми дали квартиру.
Анна Розмарица, вдова погибшего инспектора ГАИ:
— Знаете, я не могу жаловаться, но за это всё я заплатила такую цену большую: я потеряла самого дорогого для меня человека. Саша для меня был всем, всем.
1 октября 2011. По горячим следам милиция вычислила местонахождение банды Дикаева. В результате спецоперации сам боевик и один из его сообщников были убиты. Третьего через несколько дней нашли мёртвым в Крыму. Кто его убил до сих пор не известно.
Андрей Анастасов, Игорь Мехоношин, «Подробности», телеканал «Интер», Одесская область