В основе дуэли между Украиной и Западом лежит дело бывшего премьер-министра, причем особых надежд на компромисс нет. Уже поздно требовать большей прозрачности от Киева: Брюссель и Вашингтон оказали услугу Москве.
За месяц до парламентских выборов, которые должны состояться 28 октября, усиливается внешнее давление на президента Виктора Януковича и украинское руководство в связи с делом Юлии Тимошенко, отмечает итальянское издание Limes.
С одной стороны, Американский Сенат 22 сентября этого года одобрил резолюцию, которая призывает украинские власти освободить бывшего премьер-министра, осужденную на семь лет тюремного заключения из-за превышения полномочий. Над ней висят и другие процессы, в частности, она подозревается в причастности к убийству депутата в 1996 году. Госдепартамент вводит санкции по отношению к ответственным за заключение героини оранжевой революции.
С другой стороны, делегация Совета Европы, которая на прошлой неделе находилась с миссией в Киеве, подтвердила требование, которое неоднократно ставилось в прошлые месяцы перед президентом Европейской комиссии Жозе Мануэлем Баррозу. Оно касается выдачи всех жертв избирательного правосудия до начала выборов.
Помимо Тимошенко за решеткой оказался бывший министр внутренних дел Юрий Луценко в результате процесса, который многие сочли пристрастным. Европейский Союз считает, что выборы 28 октября «будут решающим испытанием для Украины в плане выполнения обязательств, взятых с целью интеграции в Европу».
Попытки Вашингтона и Брюсселя выправить ситуацию, из которой, кажется, нет выхода, столкнулись с сопротивлением Киева, который уже давно дал понять, что в деле Тимошенко компромиссы невозможны. С одной стороны, бывший премьер-министр была осуждена как преступница, с другой стороны, на нее смотрят как на невинную жертву. Две позиция крайне противоположны друг другу, а с приближением выборов разрыв между ними все углубляется.
Невозможность примирения заключается в том, что столкнулись две идеологические линии, одна из которых основана на определенных политических причинах: решение осудить Юлию Тимошенко было принято в высоких сферах, на дневной свет были извлечены старые истории. Другая линия заключается в безоговорочной защите газовой принцессы, когда-то бывшей самым мощным олигархом в стране. Она контролировала четвертую часть экономики Украины. Защита предполагает, что бывший премьер-министр никогда не переступала границ законности.
Украина девяностых годов, откуда берут начало все современные конфликты, породила класс политиков, которые сначала в крайних случаях разрешали проблемы с помощью оружия, а сегодня надели замшевые перчатки и используют более мягкие методы избирательного правосудия. Такова действительность, с которой вынуждены мириться несчастные украинцы. Они хорошо знакомы с ситуацией и именно поэтому не собираются ломать копья за кого бы то ни было.
Заставляет усмехнуться комментарий европейских наблюдателей, которые на прошлой неделе в своем докладе решили подчеркнуть тот факт, что «слияние экономических и политических интересов на Украине вызывает серьезную озабоченность». Это давно ни для кого не новость.
Такой же конъюнктурной является и оценка Американского Сената, который с опозданием на двадцать лет обнаружил, что украинские суды работают в зависимости от текущей обстановки. Если мы хотим найти премьер-министра, который был вынужден бежать из олигархической системы, преследуемый правосудием, то надо вспомнить Ефима Звягильского во времена президентства Леонида Кравчука, закончившегося в 1994 году.
Заметим, что именно в Соединенных Штатах, а не в сталинском трибунале был осужден за налоговые махинации и отмывание денег бывший премьер-министр Павел Лазаренко, учитель и союзник Юлии Тимошенко до 1997 года. Сначала он пытался убежать в Швейцарию, а потом был вынужден сдаться американским властям.
В заключение скажем следующее: так как выход из создавшегося положения найти не удается, то процесс европейской интеграции будет заморожен, и Украине придется повернуться лицом к России. Возможно, именно этого Киев и хотел. Брюссель и Вашингтон, которые забыли потребовать прозрачности ранее и настаивают на ней сейчас, делают подарок Москве.